Страницы

Современный католицизм


Введение


Вопрос. Что представляет собой данное издание?
Ответ. Оно представляет собой изложение в форме вопросов и ответов основных отличительных особенностей римо-католической веры второй половины XX века и их критику на основе православной позиции.
В. Насколько существенны имеющиеся различия между православной и католической верами?
О. Различия затрагивают саму суть христианского вероучения и настолько серьезны, что современное римо-католичество и Православие являются двумя различными религиями.
В. Почему возникли столь глубокие расхождения между Православием и римо-католичеством?
О. Вследствие различных направлений, по которым они следуют. Православие сохраняет христианскую веру в том виде, в котором дал ее Господь Иисус Христос, проповедовали апостолы, изъясняли Вселенские Соборы и святые отцы и учители Церкви, а католичество идет по пути внесения в свою веру дополнений, изменений и новых учений, противоречащих апостольской христианской вере.
В. Можно ли модернизировать и изменять христианство, приспосабливая его к изменяющимся историческим, общественным, религиозным, философским и иным условиям и учениям?
О. Нет, нельзя. Христианство является истинной Богооткровенной религией, и внесение в него изменений по человеческому разумению, противоречащих Божественному Откровению, «исправление» Бога, заменяет истину, данную Богом, выдуманной человеком ложью, превращает религию из истинной в ложную. Иисус Христос так заповедовал Своим ученикам сохранять в неизменности данное Им учение: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 19–20). А апостол Павел говорит: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1, 8).
В. Какова причина взятия Римом курса на изменение христианского вероучения?
О. Главной причиной нововведений римо-католичества является стремление Рима-Ватикана занять главенствующую и руководящую роль во всем христианском мире и подчинить себе всех христиан, в первую очередь, православных, а со второй половины XX века – стать «духовным» вождем верующих всех основных религий мира.
В. К каким последствиям привел римо-католиков путь внесения изменений в христианскую веру?
О. Следствием избранного пути явилось принятие II Ватиканским собором 1962–1965 гг. принципиально нового учения о Церкви, Боге, Божественном Откровении и спасении человека, выражающего полное перерождение римо-католичества из еретической христианской веры в новую антихристианскую языческую религию.
В. Какие цели и задачи преследует настоящее издание?
О. В его цели и задачи входит обоснованно, опираясь на Божественное Откровение – Священное Писание, Священное Предание и учение святых отцов Православной Церкви, показать в сжатой форме и довести до широких кругов православных мирян и духовенства ложность нововведений и языческую сущность современного римо-католичества, его несовместимость с Православием и несостоятельность попыток «воссоединения» с Православной Церковью.



I. Наиболее важные нововведения римо-католичества до II Ватиканского собора


В. Какие наиболее серьезные новшества были приняты римо-католиками до II Ватиканского собора?
О. К наиболее существенным нововведениям относятся следующие догматы и учения:
7. существенные отступления в совершении святых таинств.

II. Высказывания святых отцов православной Церкви о римо-католичестве


III. Новое догматическое учение римо-католиков, принятое II Ватиканским собором


1. Сущность нового догмата и его общее обоснование

В. Почему II Ватиканский собор следует рассматривать в качестве разделительного рубежа в истории римо-католичества, в корне изменившего существо католической веры?
О. На II Ватиканском соборе 1962–1965 гг., получившем название «модернистского» и «экуменического», с одной стороны, была декларирована приверженность римо-католиков традиционному католическому учению, которому была придана направленность христианского экуменизма (см. ниже, гл. V), с другой стороны, было принято новое догматическое учение о Церкви, Боге, спасении человека и Божественном Откровении, выражающее межрелигиозную экуменическую (или суперэкуменическую) политику римо-католичества и его перерождение из христианства в неоязычество.
В. В чем заключается основной смысл нового учения, отражающего межрелигиозный экуменизм римо-католиков?
О. II Ватиканский собор заявил и «обосновал» положение о единой вселенской универсальной церкви, в которую по-разному входят и должны войти как все христиане, так и верующие нехристианских религий, где спасение может происходить различными путями, сообразно с верой человека.
В. Каким образом выражено собором это революционное учение?
О. Оно содержится в «Догматическом постановлении о Церкви» – главном документе собора и «Декларации об отношении Церкви к нехристианским религиям». Согласно Догмату о Церкви (пп. 13–16) собор заявляет, что к «кафолическому единству народа Божия» (т. е. ко Вселенской Церкви) «по-разному принадлежат или предназначены» все, «призванные благодатью Божией ко спасению»: и все христиане, и еще не принявшие Евангелие «различными путями» иудеи, мусульмане и другие, признающие Творца, и те, которые только ищут Бога, – всех их объемлет Промысл Божий, и они могут «наследовать вечное спасение» (окончание п. 13, частично пп. 14 и 15 и п. 16 Догмата о Церкви и основные положения Декларации о нехристианских религиях приведены в приложении настоящего издания. – Прим. сост. ).
Это учение собора повторяют католический катехизис (1992 г. ) и папа Иоанн Павел II в своей книге «Переступить порог надежды» (1994 г. ), которые выражают официальную позицию Ватикана.
В. Так что же, разве римо-католики отрекаются от Иисуса Христа как Единого Спасителя мира?
О. Нет, они по прежнему продолжают говорить, что Иисус Христос, Единородный Сын Божий – Единственный Спаситель мира, Избавитель и Искупитель человечества, единый Посредник между Богом и людьми и без Него спасения быть не может: «Один только Христос – Посредник и Путь ко спасению, и Он присутствует для нас в Теле Своем, которая есть Церковь (... ), в которую, как в дверь, люди входят через крещение. Поэтому люди, знающие, что кафолическая Церковь основана Богом через Иисуса Христа как необходимая, но все же не желающие или войти в нее или оставаться в ней, не могут спастись (см. прил., Догмат о Церкви, п. 14).
В. Следовательно, римо-католики считают обязательным условием спасения иудеев, мусульман и др. нехристиан – отречение от своей веры, принятие христианства и крещение?
О. Нет, об этом нигде не говорится. Наоборот, подчеркиваются различные пути спасения.
В. Как же тогда вера в Иисуса Христа как единого Спасителя мира совместима (что кажется совершенно невероятным) с верой о спасении в нехристианских религиях?
О. В упомянутой выше книге папа Иоанн Павел II так это объясняет, ссылаясь на решения II Ватиканского собора. Он говорит, что в предании (католической церкви) издавна укоренилось представление «о так называемых semina Verbi (семенах Слова). Семена эти есть во всех религиях». То есть все религии в той или иной мере Богооткровенны и в них уже присутствует Иисус Христос как Сын Божий, Бог Слово (Логос). Разумеется, никаких «семян Слова», как и никакой доли Богооткровенности в нехристианских религиях нет. В них есть только человеческие измышления и «семена», посеянные лукавым (см. также ниже, раздел 5 – Прим. сост. ). «Можно сказать, – заявляет папа, – что позиция собора воистину вдохновлена заботой обо всех. Церковь руководствуется верой, что Бог Создатель хочет спасти всех в Иисусе Христе, единственном Посреднике между Богом и людьми, поскольку Он всех искупил». Поэтому «Святой Дух плодотворно действует и вне видимого организма Церкви (ср. LG – Свет народам, 13 (Догматическое постановление о Церкви, п. 13.) ). Действует Он, опираясь именно на те semina Verbi, которые образуют как бы общий сотериологический (Спасающий, ведущий ко спасению.) корень всех религий» (см. список литературы, п. 17, стр. 112–113).
В. Однако всегда считалось, что христианство и нехристианские религии совершенно не совместимы друг с другом, и возможность действия в нехристианстве спасающей силы Святого Духа вызывает, мягко говоря, недоумение. Что говорит об этом собор?
О. Собор как раз наоборот, подчеркивая призвание нехристиан Божией благодатью ко спасению различными путями, «доказывает» существование духовной близости к христианам иудеев, мусульман и некоторых язычников, их веру в «Творца» и «Бога», что, по его мнению, и означает возможность спасения в рамках их религий.

3. О духовной "близости" христиан и мусульман
4. О духовной близости христиан и язычников
5. О спасении в нехристианстве

6. Нововведения II Ватиканского собора и их противоречия с христианством

В. В чем заключаются нововведения II Ватиканского собора, отражающие межрелигиозный экуменизм (суперэкуменизм) римо-католиков, и каковы их противоречия и несовместимость с христианской верой?
О. В учении, принятом II Ватиканским собором 1962–1965 гг. (см. список литературы, п. 17), в его главном документе – «Догматическом постановлении о Церкви» и «Декларации об отношении Церкви к нехристианским религиям», подтверждаемом и развиваемом католическим катехизисом 1992 г. (см. список литературы, п. 19) и трудом папы Иоанна Павла II 1994 г. (см. список литературы, п. 18), которые выражают официальное учение Ватикана, римо-католики:
1. Заявили и «обосновали» положение о вселенской универсальной церкви, в которую призваны войти по-разному христиане всех конфессий и все, верующие в «Творца» – иудеи, мусульмане и язычники, признающие «Бога» и « Верховные Божества», чем отвергается истина о Церкви Христовой.
2. Объявили и «обосновали» возможность спасения христиан, иудеев, мусульман и язычников различными путями, что противоречит основам христианства и Божественного Откровения, извращает весь Промысл Божий о спасении человечества и миссии воплотившегося Сына Божия.
3. Признали истинными «Живыми Творцами» нетриипостасных богов-идолов, которым поклоняются мусульмане и современные иудеи – Аллаха и Иегову, и «Верховные Божества» и «Богов» язычников, чем отреклись от основополагающей истины о Едином Боге, Пресвятой Троице (в том числе, от первой заповеди Закона Божия).
4. Отождествили «Верховное Божество» язычников с Богом Отцом, рассматривая Его в качестве самостоятельного «Бога», независимого от Сына и Святого Духа, что «разделяет» Нераздельную Пресвятую Троицу, создавая нового бога-идола «Отца».
5. Распространили функцию Судии человечества на Аллаха, отвергая истину о Едином Судии – Иисусе Христе.
6. Признали истинными «озарения» и «помощь свыше» язычников, приравнивая демонические воздействия язычества к благодати Святого Духа и возводя на Него хулу.
7. Признали истинными «откровения», полученные от Аллаха (Коран), чем отреклись от Божественного Откровения, как единственно истинного, и отвергли всеправедность Бога, приравнивая Его к «отцу лжи» и возводя хулу на Пресвятую Троицу и Святого Духа.
8. Заявили, что иудеи, мусульмане и ряд язычников призваны Божией благодатью ко спасению, тем самым признавая, что Божия благодать направляет их спасаться по заведомо ложному пути, снова возводя хулу на Пресвятую Троицу и Святого Духа.
9. Объявили о сходных целях христианства и современного иудаизма и об ожидании иудеями «Мессии», тем самым отвергая истины об Иисусе Христе как Едином Спасителе, об антихристе как ложном «Мессии» и непреложность истины о жизни будущего века как о Небесном Царствии Божием.
10. Заявили о присутствии «семян Слова» и плодотворном спасающем действии Святого Духа во всех религиях, снова отвергая Божественное Откровение как единственно истинное, приравнивая слова Сына Божия к измышлениям людей и лукавого и возводя хулу на Пресвятую Троицу и Святого Духа, а также выставляя Святого Духа, действующего независимо от Пресвятой Троицы и Иисуса Христа, отвергаемых нехристианами, и создавая нового бога-идола «Святого Духа».
11. Объявили современных иудеев «нашими старшими братьями по вере», тем самым отрицая в дополнение к сказанному выше, непреложность истин об Иисусе Христе как Богочеловеке, Его воплощении от Святого Духа и Девы Марии и о Его Пречистой Матери как Богородице и Приснодеве.
12. Построили обоснование своего учения на искажении и прямой фальсификации текста и смысла ряда положений Евангелия и апостольских посланий.
В. Подытоживая сказанное, к отрицанию каких основополагающих истин христианской веры привело новое учение римо-католиков?
О. Новое учение римо-католичества привело его к отрицанию и извращению следующих основополагающих истин христианской веры: отвержено
– Пресвятой Троицы как Единого (т. е. Единственного) Истинного Бога;
– первой заповеди Закона Божия;
– Иисуса Христа как Единого Спасителя мира и Судии человечества;
– Божественного Откровения;
– нераздельности Пресвятой Троицы;
– всеправедности Бога;
– истины о Церкви Христовой;
– антихриста как ложного Мессии;
извращено
– Промысла Божия о спасении человечества и миссии воплотившегося Сына Божия;
отказу от непреложности истины
– о жизни будущего века как Небесном Царствии Божием;
– об Иисусе Христе как Богочеловеке;
– о Его воплощении от Духа Святого и Девы Марии;
– о Его Пречистой Матери как Богородице и Приснодеве.
В. Что можно сказать в общем о противоречиях римо-католичества основам христианской веры после нововведений, принятых на II Ватиканском соборе?
О. Встав на путь суперэкуменизма и декларируя на словах приверженность апостольской христианской вере и Церкви, римо-католики на деле пришли к отвержению, извращению или отрицанию непреложности практически всех основополагающих истин христианства, совершив полное предательство Истинного Бога, Пресвятой Троицы и Иисуса Христа, и христианской веры.




2. Экуменизм

Заключение, приложения, список литературы