Страницы

среда, 3 октября 2018 г.

Святые Отцы ранней Церкви Христовой о почитании Честного Креста Господня


Святой Златоуст в Беседах на Евангелие от Матфея (нравоучение 54) говорит: «Как венец, обносим Крест Христов, ибо им совершается все, что с нами происходит.Когда человек рождается, приходит Крест, если надо напитаться таинственной трапезой, если рукоположиться, если и что иное сделать, везде, чтобы одолеть врага, необходимо изображение Креста.

Поэтому и на церквях, и на стенах, и на дверях, и на челе, и в мыслях начертаем его со многим тщанием». И ниже: «Не просто перстом должно его начертать, но прежде всего с произволением, с большой верой. И если ты изобразишь его так, никто из нечистых духов не сможет стать возле тебя, видя меч, который нанесет раны, меч, который принесет беду. Так и мы ужасаемся, когда видим места, где убивают осужденных. Подумай о том, как пострадают диавол и бесы, увидя оружие, которым разрушил Христос их силу и отсек главу дракону (змею)».

В других местах есть много и других свидетельств Златоуста о Честном Кресте Господнем. Но перейдем к другим святым Отцам.

Святой Ипполит об антихристе и о тех, кто в него верит, говорит: «Даст им знамение на правой руке и на челе, чтобы никто из них не смог сотворить Честной Крест своей правой рукой на лбу. Но связана будет его рука, и с тех пор у него не будет власти осенять Крестным знамением свое тело». Мы же послушаем, как говорит святой Ипполит о Крестном знамении: «Замечательно, что в его время существовал христианский обычай знаменовать себя Крестным знамением, и он будет до скончания века, и существует сейчас у Православных».

Святой Ефрем в Слове 103 говорит: «Знамение Животворящего Креста полагайте на дверях, на челе, на груди, и на устах, и по всему нашему телу, им знаменуйтесь и им вооружайтесь. Ибо это оружие христиан и победа смерти, упование верных, свет в конце, открыватель рая, истребление еретичества, великое утверждение в вере, защита и похвала христианам. Его христиане непрестанно носят на всяком месте во всякий день и всякую ночь, и во все времена. Без него ничего не начинай и не заканчивай, но и во сне и в бодрствовании, и в делах, и в путешествии, и плывя по морю, и переплывая реку, все члены своего тела укрепи Животворящим Крестом, и не приступит к тебе зло. Видя это, вражья сила, затаившись, отступит».

Василий Великий в Послании к Епископу Амфилохию о Святом Духе, глава 27, правило 90 говорит: «Церковь получает много важного из изустного Предания. Во-первых, о том, чтобы крестообразно знаменовать свое лицо. Во-вторых, чтобы молиться, обращаясь к Востоку, и произносить молитву над пищей, и благословлять чашу благословения, воду крещения и масло помазания, и самого крещаемого, и еще многое другое, суть которого тайна. И не подобает обличать Писанием Предания за их якобы невежество. Ибо одно дело повеление, другое же проповедь. Одно чтится молчанием, другое же проповедуется». Смотри Кормчую книгу, лист 244.

Святой Афанасий в Слове к Антиоху говорит так: «Преклоняй колени имени Иисуса и преклоняй колени Кресту, оба знаменуют и почитают искупление. Крест это орудие спасения, Иисус же нарицание имени спасения. Имя Иисус являет Спасителя, древо или знамение Креста также являет Спасителя и возвещает совершившееся спасение». И ниже: «Мы поклоняемся Кресту, составленному и собранному в воспоминание Распятого на нем, но не разделенному и утратившем вид Креста, ибо дереву мы не поклоняемся».

Дионисий Ареопагит в книге «О Церковной иерархии» говорит: «Первенствующая Церковь против чародейства, мечтаний и демонических страшилищ, яда и ядовитых животных и прочих бед употребляет Крест как оружие, которое вместе с молитвой и верой прогоняет всякий страх и трепет».

Амвросий в Слове на преставление царя Феодосия Великого Крест называет Божественным знамением и тайной спасения.

Ефрем в Слове о покаянии говорит: «Крест – непобедимое оружие христиан, и без Креста не совершается никакое Таинство».

Василий Великий в Слове о Гордии говорит: «Мученики Первой Церкви, ведомые на смерть, прибегали к Кресту как к оружию».

Амвросий в Книге третьей, в Слове 57, уподобляет Крест корабельному столпу, на который натянуты паруса, и говорит: «Как корабль не может быть без парусного столпа, так и Святая Церковь без Креста».

Святой Леонтий Неапольский, Епископ Кипрский, говорит в Слове к Иудеям: «Если укоряешь меня, о Иудей, что кланяюсь Крестному древу, почему не укоряешь Иакова, поклонившегося концу жезла Иосифа? Но ясно, что Иаков воздавал честь не жезлу Иосифа, как и мы, кланяясь Кресту, не древо, но Самого Христа почитаем».

Он же, там же: «Если части дерева складываются так, что образуют Крест, то я кланяюсь такому изображению ради Христа, Который был на нем распят, но если они разобщены, то отметаю их и сжигаю».

Он же, там же: «Если кто-либо принимает запечатанную царскую грамоту и целует ее, то этим он не печать, не хартию, но самого царя почитает. Так и мы, христиане, кланяющиеся образу Креста, почитаем не естество древа, но знамение и перстень, и образ Самого Христа, глядя на Крест, поклоняемся Распятому на Кресте».

Но не стану досаждать читателям множеством свидетельств святых Отцов о Кресте Господнем и окончу эту главу словами святого Дамаскина, который в Книге четвертой «Точного изложения Православной веры» в главе 12 говорит так: «Слово Крестное погибающим есть безумие, нам же, спасающимся, есть Божия сила, духовный человек рассуждает обо всем, душевный же не приемлет духовное; безумие для тех, кто веры не приемлет и не понимает благости и всемогущества Божия, но человеческими и естественными помыслами Божественное испытующих. Ибо все Божественное выше естества, и слова, и разума». И ниже: «Всякое деяние и чудотворение Христово величайшее, и Божественное, и чудесное, однако чудеснее всего Его Честной Крест. Ибо не чем иным смерть упразднилась, праотеческий грех разрешился, ад пленился, восстание даровалось. Сила, которой нам присуще пренебрегать, и самую смерть одолела, к древнему блаженству Восход направила, двери райские отверзла, естество наше расположила у десницы Божией, сделала нас чадами и наследниками Божиими, разве не Крестом Господа нашего Иисуса Христа. Все это произошло благодаря Кресту. Если мы крестимся во Христа, говорит Апостол, в смерть Его крестимся. Если же во Христа крестимся, во Христа облекаемся. Христос же есть Божия сила и Божия мудрость. Смерть Христова, то есть Крест, облекает нас в ипостасную Божию мудрость и силу. Сила же Божия есть Слово Крестное, или яко могущество Божие, то есть победа над смертью. Подобно тому, как ты нам являешься, то есть, как четыре конца Креста удерживаются и стягиваются посередине неким центром, и тем самым Божией силой, то есть высотой и глубиной, длиной и шириной, всякое видимое и невидимое здание поддерживается. Это знамение, наносимое нам на чело, можно сравнить с обрезанием, которое было принято в Израиле. Благодаря ему верные отличаются от неверных. Это щит и оружие для одоления диавола. Это печать для того, чтобы, как говорится в Писании, нас не коснулось всегубительство. Это лежащих восстание, стоящих крепость, немощных посох, пасуемых жезл, обращающихся руководительство, преуспевающих совершение, души спасение и тела, от всех зол избавление, всех благ ходатайство, греха разорение, сад восстания, древо вечной жизни. Самому же Честному Древу, как Истинному и Честному, на котором Себя в жертву за нас принес Христос, как освятившемуся касанием святого Тела и Крови, благоговейно поклоняемся, как и гвоздям, копию, одежде и священным Его местам, таким как ясли, пещера, Голгофа, Крест, животворящий гроб, Сион церквей, вертоград, и подобные им, как говорит Богоотец Давид: Войдем в обители Его, поклонимся месту, где стояли стопы Его (Пс. 131, 7). Какое это имеет отношение ко Кресту, ясно из последующих слов: Восстань, Господи, и пребудь в покое Твоем. За Крестом следует восстание. Если человеку вообще свойственно заботиться о доме, постели и одежде, то как же он дорожит ими, если они принадлежат Богу, как Крест, которым и спасаемся. Кланяемся же и образу Честного и Животворящего Креста, если он будет и невещественным, но образом, как символ Христа. Он же сказал своим учеником, оставляя завет: Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе (Мф. 24, 30), говоря о Кресте. Было сказано и женам после восстания Христа: Иисуса ищете Назарянина, распятого (Мк. 16, 6–7). И Апостол говорит: а мы проповедуем Христа распятого (1Кор. 1, 23), много есть христов и иисусов, но распят Один. Апостол не говорит пронзенного, но распятого. Должно почитать Крестное знамение, поскольку где будет знамение, там будет и Он Сам. Веществу же, из которого сделан образ Креста, или золоту, или драгоценным камням, которые по случаю используются для создания образа, не поклоняются. Мы поклоняемся всему, воздающему честь Богу. Этот Честной Крест прообразило древо жизни, в раю Богом насажденное: поскольку от древа произошла смерть, должно, чтобы от древа даровалась жизнь и восстание. Иаков поклонился краю жезла, благословив сыновей Иосифа скрещенными руками и явно свидетельствует о знамении Креста. Жезл Моисея, Крестообразно рассекший море и спасший тем Израиля, потопил фараона. Также Крест прообразовали руки, Крестообразно простираемые и побеждающие Амалика, древо, услаждающее горькие воды и камень разбивающее, и источающее воду. Жезл Аарона бывает знаком достоинства священноначалия. Мертвый змей, выставленный на древе, спасает вместе с ним от врагов верующих, которые на него смотрят, подобно тому, как Христос во плоти, греха не ведающий и пригвожденный к древу. Также смотрите у великого Моисея: жизнь твоя будет висеть пред тобою (Втор. 28, 66). У Пророка Исаии: Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному (Ис. 65, 2). Поклоняясь ему, мы получим частицу распятого Христа, аминь».

Заканчиваю эту главу словами святого Апостола Андрея, который, когда его вели мучители на Крестную смерть, увидев издалека уготованный ему Крест, громко воскликнул: «Радуйся, Крест, Плотью Христовой освященный, и Ею, как бы жемчугом, украшенный. Прежде, пока не был распят на тебе Господь, ты страшен был для людей. Ныне же ты любим и принимаем с желанием, ибо знают верные, какое при этом внутри веселье и какое воздаяние уготовано за это. Иду же к тебе с дерзновением и радостью, ты же с весельем прими меня, ведь я ученик Того, Кто был на тебе распят. Прими меня, потому что я всегда любил тебя и желал обнять тебя. О добрый Крест, красоту и благолепие от Тела Господнего стяжавший, издавна вожделенный, горячо любимый, которого искал непрестанно и наконец обрел тебя, приготовленного для меня уже по желанию сердца моего. Возьми же меня от людей, и отдай меня Учителю моему, да благодаря тебе примет меня, искупленного тобой».

Так что посмотрите, окаянные крестоборцы, в какой цене святой Крест у Апостолов и у мужей Апостольских. Для вас же эта святыня, как драгоценный бисер, метаемый перед свиньями.

Твердость Камня Веры от свидетельств Боговещанных Святых Отцов
митрополит Стефан (Яворский) 
Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви