Сегодня мы рассмотрим один из интереснейших античных исторических источников, который свидетельствует о том, что уже в 1-2 веке христиане считали Христа Богом и поклонялись ему, воздавая ему божественные почести вопреки мнению мусульман о том что якобы первые христиане Богом Его не считали и Ему не поклонялись. Итак перед нами свидетельство римского чиновника Плиния Младшего или Плиния Секунда - губернатора провинции Вифиния.
Родился Плиний младший в 61 или 62 году в городе Комо в богатой семье. Отец — Луций Цецилий Цилон занимал важную должность в муниципалитете, мать — Плиния, была сестрой Плиния Старшего — известного античного государственного деятеля и автора энциклопедической «Естественной истории». Плиний рано потерял отца и был усыновлён своим дядей, который дал ему превосходное образование. Также учителем Плиния был Виргиний Руф, древнеримский военный и политический деятель, несколько раз отказавшийся от титула императора, предлагаемого ему солдатами.
В начале 70-х годов Плиний Младший переехал в Рим, где учился красноречию в риторской школе под руководством Квинтилиана и Никета Скодры. В возрасте 18 или 19 лет впервые занялся адвокатской деятельностью в суде центумвиров.
Плиний хорошо зарекомендовал себя и прошёл весь курс государственных магистратур (curosus honorum): В 81 году был назначен жрецом культа императора, в 82 г. — военным трибуном в Сирии, в 83 году — начальником конницы, в 89 — квестором, в 92 — претором, в 94 — префектом воинской казны. Все эти посты Плиний занимал во время правления Домициана, и только смерть принцепса спасла его от казни по доносу. При императоре Нерве был назначен префектом Сатурновой казны.
Император Траян включил Плиния в круг своих приближённых. В 100 году Плиний был назначен консулом, в 103 году избран в авгуриатную коллегию.
Занимал ответственную должность смотрителя Тибра (superintendens). До последнего времени не оставлял адвокатскую практику и участвовал в судах по делам провинций.
В 110 году Плиний был назначен императорским легатом в провинцию Вифиния с ответственным заданием по искоренению коррупции, однако там скоропостижно скончался. Точная дата смерти Плиния и место погребения неизвестны.
Между 97 и 109 годами Плиний опубликовал 9 книг своих писем. Все они дошли до нашего времени, и являются образцами эпистолярного жанра. Письма адресованы разным людям: с кем-то Плиний делится повседневными заботами, с кем-то рассуждает о поэзии, с кем-то обсуждает политические события. Письма Плиния являются незаменимым источником информации о жизни и устройстве Римской империи времён Домициана, Траяна и Нервы.
В своих письмах к Тациту Плиний рассказывает об извержении Везувия в 79 году, свидетелем которого он был (Письма, VI-16, VI-20). Он описывает огромное облако, поднявшееся над кратером вулкана, град из пепла и камней и землетрясение, приведшее к цунами. Плиний описывает смерть своего дяди, который поспешил исследовать это явление природы. Сначала он отправился туда с эскадрой, которой тогда командовал, но затем сошёл на берег, где «от густых испарений ему перехватило дыхание и закрыло дыхательное горло».
Десятый том писем Плиния содержит его переписку с императором Траяном, с которым он состоял в доверительных отношениях. Плиний советуется с принцепсом по делам в Вифинии, сообщает о фактах коррупции. Также в письмах Плиния Траяну содержится одно из наиболее ранних упоминаний о христианах. Его сведения чрезвычайно ценны для нас. Вот что он пишет:
"Так как до сих пор мне никогда не приходилось вести дознание против христиан, я не знаю, как поступить... Вот метод, который я принимаю: после двух или трех допросов, сопровождаемых угрозами, я приказываю казнить тех, кто упорствует, объявляя себя христианами...Мне был предложен список, составленный неизвестным и содержащий много имен. Тех, кто отрицал, что они христиане или были ими, я решил отпустить, когда они, вслед за мной, призвали богов, совершили перед изображением твоим, которое я с этой целью велел принести вместе со статуями богов, жертву ладаном и вином, а кроме того похулили Христа: настоящих христиан, говорят, нельзя принудить ни к одному из этих поступков. Следствие доказало, что они собираются по определенным дням, перед восходом солнца (очевидно по воскресеньям - прим. автора), чтобы вместе петь гимн Христу, как БОГУ(!); они обещают клятвенно не совершать преступлений, избегать воровства, разбоя, блуда; наконец, они собираются вечером, чтобы разделить общую и невинную пищу" (т.е. по видимому, совершить Евхаристию).