Страницы

Пророчества об Иисусе Христе

Вход Господень в Иерусалим.
О событиях входа Господня в Иерусалим говорят три текста древних Священных Писаний: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9, 9–12). Апостолы прямо относили эти слова ко входу Господню в Иерусалим. Это пророчество не может относиться не ко Христу, так как Захария – последний царь; в это время и после не было никаких законных иудейских царей. И когда говорится о царе, то, конечно, речь идет о Мессии, именно так понимали этот стих все толкователи-евреи. Царь мира, потому что на осле никто никогда не воевал. Подъяремная ослица – это символ израильского народа, а молодой осленок – языческие народы (упрямые, как ослы). «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя» (Пс. 8, 3); «Славлю Тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением. Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это – от Господа, и есть дивно в очах наших. Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же!» (Пс. 117, 21–25). «Сделался главою угла», т. е. объединил два народа – языческий и израильский. Это пророчество говорит об отвержении Христа. «О Яхве, хоша-нб (по-арамейски буквально „помоги же!“)» – эти слова распевал народ, когда Господь входил в Иерусалим.

Предательство.
Предательство Христа описано в 40-м псалме (Пс. 40, 5–13). Этот псалом полностью мессианский. Здесь говорит Мессия, что он согрешил, т. е. взял грехи мира на себя. Враги пытаются уничтожить Его, за спиной Его шепчутся. Велиал – дьявол. То же можно сказать и о 54-м псалме (Пс. 54, 13–22). О том, что ученики разбегутся, говорится в Книге пророка Захарии: «Ему скажут: отчего же на руках у тебя рубцы? И он ответит: от того, что меня били в доме любящих меня. О, меч! поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы! И Я обращу руку Мою на малых» (Зах. 13, 6–7).

Тайная Вечеря.
Тайная вечеря для нас важна не только как прощальная беседа Господа с учениками, но и момент, когда был заключен Новый Завет.
«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более»(Иер. 31, 31–34).
Законы будут написаны не снаружи, а внутри, в сердце человека. Знать Господа будут те, кто вступит в Завет. Невоцерковленный христианин – это явление несуществующее, так как воцерковление совершается сразу после крещения (вносят в алтарь). По церковным правилам, те, кого мы называем невоцерковленными, – отступники (вероотступники). Премудростью Отца является Иисус – Сын Бога, который зовет на пир. Семь столпов – семь таинств. Слуги – это апостолы, миссионеры. Обоснование уличной проповеди дано в Книге притчей Соломона (Прит. 9, 1–6).

Цена предательства Христа.
Об этом подробно написано у пророка Захарии (Зах. 13, 6–7). Буду пасти овец (еврейский народ) двумя жезлами – наградой и наказанием одновременно. Я их пасу, но они от Меня отворачиваются, тогда и Я отвернусь и сломаю жезл благоволения. Миловать их больше не буду (именно в этот момент Завет, заключенный с Ноем, заканчивается). Пророчество о цене: деньги будут брошены в церковное хранилище и пойдут на землю горшечника. Пророчество было написано за 530 лет до Рождества Христова. Почему евреи дали именно эту сумму? Не для того ведь, чтобы пророчеству Захарии исполниться? В Книге Исход говорится, что цена убитого раба – 30 серебренников. На момент распятия за один серебренник давали 4 динария (1 динарий – дневная плата простого работника).

Против Христа будут выдвигать ложные обвинения.
Об этом говорят четыре псалма. 26-й: «Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих; не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою» (Пс. 26, 11–12).
У пророка Иеремии Мессией является Давид, это значит, что судьба Давида – живой прообраз жизни Христа.Второй псалом – 34-й. Этот псалом также является мессианским. То, что не происходило с Давидом (ему никогда в жизни не приходилось быть подсудимым), исполнилось над Христом. Без вины нападают на праведника, воздают злом за добро. 108-й псалом – одно из ярчайших предсказаний о распятии. В нем имеются предсказания об издевательстве над Господом на суде и у Креста. В этом же псалме есть прямое предсказание об Иуде. Последний из четырех – 2-й псалом: «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их»» (Пс. 2, 1–3). И суд Пилата, и суд Ирода, и суд народа.

Христос будет молчать перед обвинителями.
Об этом свидетельствуют псалмы, например: «Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали» (Пс. 37, 12). В этом стихе речь идет о том, что близкие и друзья Христа будут смотреть на Него издалека. У Креста стояли только Богородица и апостол Иоанн.

Крестные страдания Христа.
«Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились.  Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис. 53, 4–12).
Этот текст относится только к Иисусу Христу, и все попытки отнести его к кому-нибудь другому не удались.
21-й псалом описывает крестные страдания Христа. Сам Господь произносил слова этотого псалма на Кресте. Текст написан за 1015 лет до Рождества Христова: «Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей» (Пс. 21, 15) – Он умрет от разрыва сердца; во время распятия происходит вывих суставов. «Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной» (Пс. 21, 16) – страшная жажда от большой кровопотери.«Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои» (Пс. 21, 17) – ноги и руки будут пробиты гвоздями (во времена Давида распятия еще не было, оно было изобретено персами спустя 500 лет). «Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» (Пс. 21, 19) – трое солдат разделили между собой одежды Христа, а багряницу, чтобы не рвать, делили, кидая кости (жребий).
«Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя» (Пс. 21, 23). «Скажи им[братьям Моим]: восхожу… к Богу Моему» (Ин. 20, 17). Христос обещал Отцу принести спасенное человечество. Перед Христом будут преклоняться не только верные Богу, но и мятежники, и злодеи. «В Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял меня, Господи, Боже истины» (Пс. 30, 6).
В 68-м псалме также описаны страдания Христа (Пс. 68, 2–37). «Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога [моего]» (Пс. 68, 4) – вопль жажды. «Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей; враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились; чего я не отнимал, то должен отдать» (Пс. 68, 5) – Невинный страдает. «Да не увлечет меня стремление вод, да не поглотит меня пучина, да не затворит надо мною пропасть зева своего» (Пс. 68, 16) – просьба о том, чтобы Господь не остался навсегда в аду.
«И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» (Пс. 68, 22) – прямое предсказание, что Господу дадут пить желчь и уксус. «Излей на них ярость Твою, и пламень гнева Твоего да обымет их; жилище их да будет пусто, и в шатрах их да не будет живущих, ибо, кого Ты поразил, они [еще] преследуют, и страдания уязвленных Тобою умножают. Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не войдут они в правду Твою; да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся» (Пс. 68, 23–29) – исполнилось над Иерусалимом. «А я беден и страдаю; помощь Твоя, Боже, да восставит меня» (Пс. 68, 30) – этопророчество о воскресении.

Предсказание о знамениях при Кресте.
«Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния» (Амос. 5, 20). «И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня. И обращу праздники ваши в сетование и все песни ваши в плач, и возложу на все чресла вретище и плешь на всякую голову; и произведу [в] [стране] плач, как о единственном сыне, и конец ее будет – как горький день»(Амос. 8, 9–10). При смерти Христа явилась тьма. Праздник Пасхи превратится в плач (многие били себя в грудь и плакали).
Пророк Амос жил в IX веке до Рождества Христова.
Также предсказания о знамениях во время распятия есть у пророка Захарии (Зах. 14, 1–9) и в 33-м псалме: «Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится» (Пс. 33, 21).

Грудь Христа будет пронзена.
«А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12, 10); «Ему скажут: отчего же на руках у тебя рубцы? И он ответит: от того, что меня били в доме любящих меня» (Зах. 13, 6).

Ветхозаветные пророчества о распятии.
Такие пророчества есть у пророка Исаии (Ис. 52, 13 – 54, 3). Этот отрывок использовался апостолами в богослужении на Страстную Пятницу. Это был главный богослужебный текст, потому что еще не было записано Евангелие. В синагоге он не используется (изъят из текстов). В пророчестве говорится, что Господь будет изувечен больше любого человека. При изучении Туринской плащаницы посчитали, что у Христа на теле было 296 ран.
«Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом» (Ис. 53, 3–4) – отвращение от него еврейского народа; Он – заместительная жертва вместо нас, был неправедно осужден. «От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь» (Ис. 53, 8) – о божественном происхождении; Господь действительно умрет, но не останется в смерти. «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис. 53, 9) – Он был распят вместе со злодеями, предсказание, что Господь будет погребен у Иосифа Аримафейского.
«Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь» (Ис. 54, 1) – неплодная жена – языческая церковь.
Во 2-й главе Песни песней (Пес. 2, 8–14), дается пророчество, что Гроб Господень нужно искать за пределами города: описана встреча Церкви и Христа в ущелье скалы весной, и также есть пророчество о воскресении. «Я сказал Господу: Ты – Господь мой; блага мои Тебе не нужны» (Пс. 15, 2) – человеческие дары Богу не нужны.«Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой» (Пс. 15, 5) – мою судьбу Ты держишь в руках, говорит Христос Отцу. «Межи мои прошли по прекрасным [местам], и наследие мое приятно для меня» (Пс. 15, 6) – мне приятно то, что Ты дал мне в наследство (Церковь). «Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя» (Пс. 15, 7) – Христос получает знание изнутри. «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь» (Пс. 15, 8) – Отец всегда по правую сторону от Сына, и Сын всегда по правую сторону от Отца.

Свидетельство о том, что душа Христа спустится в ад, чтобы спасти праведников.
«Ты же, Господи, помилуй меня и восставь меня, и я воздам им. Из того узнаю, что Ты благоволишь ко мне, если враг мой не восторжествует надо мною, а меня сохранишь в целости моей и поставишь пред лицем Твоим на веки» (Пс. 40, 11–13); «Господи, Боже мой! я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня. Господи! Ты вывел из ада душу мою и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу» (Пс. 29, 3–4); «Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни. Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня. Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа. Вот врата Господа; праведные войдут в них. Славлю Тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением» (Пс. 117, 17–21).
«В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: «пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его. Итак познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря – явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю». Что сделаю тебе, Ефрем? что сделаю тебе, Иуда? благочестие ваше, как утренний туман и как роса, скоро исчезающая. Посему Я поражал через пророков и бил их словами уст Моих, и суд Мой, как восходящий свет. Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Осия. 6, 1–6); «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс. 15, 10–11); «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс. 109, 1);«Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!» (Пс. 23, 7); «Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога» (Пс. 67, 19).

Всемирное вечное владычество Христа.
«Когда исполнятся дни твои, и ты отойдешь к отцам твоим, тогда Я восставлю семя твое после тебя, которое будет из сынов твоих, и утвержу царство его. Он построит Мне дом, и утвержу престол его на веки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном, – и милости Моей не отниму от него, как Я отнял от того, который был прежде тебя. Я поставлю его в доме Моем и в царстве Моем на веки, и престол его будет тверд вечно» (1 Пар. 17, 11–14); «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе» (Пс. 2, 6–8); «Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его» (Пс. 8, 6); «Остры стрелы Твои, [Сильный], – народы падут пред Тобою, – они – в сердце врагов Царя. Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты – жезл царства Твоего» (Пс. 44, 6–7); «Он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли» (Пс. 71, 8).
«Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих. В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое» (Пс. 109, 1–3); «Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это» (Ис.  9, 7);  «И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7, 14).

Второе пришествие.
«Грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря. Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой: «соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве». И небеса провозгласят правду Его, ибо судия сей есть Бог» (Пс. 49, 3–6). «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это» (Ис. 9, 6–7).
Также пророчества о втором пришествии Христа есть у пророков Исаии, Даниила, Захарии (Ис. 66, 18; Дан. 7, 13–14; Зах. 14, 4–8).