Страницы

суббота, 24 февраля 2018 г.

Есть ли судьба в греховной жизни? Справедливо ли мнение, будто в деле нашего спасения чему быть, того не минуешь

Когда говорят о человеке, умершем без покаяния, погибшем от пьянства или лишившем себя жизни с отчаяния, нередко приходится слышать такие суждения: «Чему быть, того не миновать», «так на роду написано», «так ему суждено», или даже «видно, так Богу угодно». Кто говорит так, те должно быть думают, будто Бог не всем дарует Свою спасительную благодать, а только тем, кого Он Сам предопределяет от века ко спасению; а отсюда выходит, что если человек погибает на веки, то так Богу угодно…
Выходит, будто Бог не всем человекам хочет спасения, а только Своим избранникам. Страшно и подумать так, не только говорить. Ужели Милосердый Господь Сам вперед определяет кому-либо погибель вечную? Ужели Ему приятно, чтобы люди умирали падшей греховной смертью?
 Нет! — это ложь, это богохульное суждение, и думать так — тяжкий грех. Послушайте, что Сам Бог с клятвой свидетельствует о Себе, говоря чрез Пророка: «живу Аз, не хощу смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего, и живу быти ему» (Иез. 33; 11; ср. 18; 23).
«Он хощет всем человеком спастися, и в разум истины приити» (1 Тим. 2; 4), и нет воли Божией на то, чтобы хотя один человек погиб (Мф. 18; 14), а, значит, и благодать Свою Господь подает всем грешникам. Бог не отнимает у нас свободы в деле нашего спасения — это правда. Он никого силою не спасает. Погибает человек сам от себя.
Пред тобою жизнь и смерть, спасение и погибель — избирай что хочешь. «Аще хощете, и послушаете Мене, — говорит Господь, — благая земли снесте: аще же не хощете, ниже послушаете Мене, мечь вы пояст» (Ис. 1; 19, 20). Всем даны средства ко спасению, всем Господь предлагает благодать Свою, и если кто отвергает ее, конечно, погибает, но в погибели его никто, кроме его самого, не виновен.
Бог предвидит, каким путем пойдешь ты, — путем ли заповедей Его или путем греховным, и потому, всеконечно, знает Он и будущую судьбу твою. Вот как поучает нас святая Церковь: поелику Бог предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своею свободною волею, а другие худо, то посему Он одних предопределил к славе, а других осудил. Чьи заслуги и добродетели, чье расположение Бог предвидел, тем и награды предопределил. Когда ты болен, то не правда ли, что Бог предвидит, исцелишься ты или умрешь?
Но уже ли ты по этой причине не будешь призывать к себе врача, не станешь принимать лекарств, ничего не будешь делать для своего исцеления, а сложа руки будешь ожидать выздоровления или смерти своей? В таком случае ты поступил бы очень неразумно и глупо. Одно дело — провидеть Богу твое выздоровление или смерть, — это, конечно, верно, а другое дело думать, будто самое предвидение Божие производит здоровье или смерть, — это ложь. Так и в деле спасения. Конечно, Бог предвидит тебя или в раю, или в муке вечной, но что же отсюда следует? Когда мы смотримся в зеркало, то каковы мы на самом деле, такими и видим себя там: ежели хороши, то и в зеркале хороши же, а ежели дурны, то и в зеркале дурны.

Так и в совершеннейшем предвидении Своем Бог видит нас такими, каковы мы на деле и каковы будем при конце жизни нашей; ежели мы праведны, то записаны в книге жизни с праведниками, а если грешны, — то имена наши в книге смерти с грешниками. Итак, праведен ли ты? Берегись, чтобы тебе в грех не впасть, ибо тогда ты будешь изглажден из книги жизни, и определение спасения твоего заменено будет определением мучения твоего. Грешен ли ты?
Спеши принести во грехах покаяние, тогда имя твое впишется в книгу жизни, и определение мучения твоего переменится на определение спасения твоего. И то, и другое в твоих руках, определение Божие согласуется с твоими делами и произволением. Божие то хотение всегда готово, дело стоит только за твоим хотением. Бог хощет тебе спастись, желай и ты, и таким образом будешь и ты предопределен к вечной жизни (Краткие поучения на каждый день года. Изд. Священного Синода).
Вот учение Православной Церкви о предопределении Божием или, как обыкновенно говорят, — о будущей судьбе нашей. Только неверные магометане да некоторые еретики думают, будто уж кому погибнуть, тот погибнет, хоть и хорошо жить будет, а кому спастись — спасется, хоть и худо будет жить. Нет! Это учение еретическое, богохульное. Неправда, будто в нашем спасении или погибели чему быть, того не миновать, будто каждому на роду написано, какою смертью ему умереть. Миновать смерти без покаяния каждому можно. Живи хорошо, и Бог пошлет тебе христианскую кончину, а будешь жить худо, бойся, чтобы не отогнать от себя благодати спасающей, а без нее ты, конечно, погибнешь.

Предадим себя в волю Божию
Верующий ревнитель о богоугождении предает себя всего в волю Божию. Забота его только о том, чтобы ни в каком случае не преступать Божиих заповедей, а душа его всецело в руце Божией. Обидел ли его кто, — он порывается не на то, как отстоять бы себя и взыскать за обиду, а на то, как бы не рассердиться, не допустить движения мести, не почувствовать неприязни к обидевшему и расположить себя простить ему со всею охотою. Но скажут: если всем прощать, то и жить будет нельзя, — заколотят. Верующий предает это в волю Божию. Мое дело, говорит он, простить от души, а что будет дальше — это не мое дело; обо мне заботится Сам Бог: душа моя в руце Его. Такое предание себя воле Божией дает ему воодушевление на дела благие и исполняет нравственною силою.
Всякое дело, какое ни возьмите, окружено опасностями или возможными неприятными последствиями. Возьмите пост: сколько опасений посевается при наступлении его! И желудок-то расстроится, и болезнь схватит, и дела остановятся, и чего-чего не наговорят! Но, кто сказал однажды и навсегда, что душа его в руце Божией, того не потревожат подобные опасения. Так и во всяком деле, и во всей жизни. У кого нет преданности в волю Божию, для того, что ни шаг, то «лев спереди, а по сторонам разбойники».
Вот он и отклоняется от пути правого, думая, что уж избежал этим бед, а между тем этим-то и ввергает он себя в них. Праведный же, «яко лев уповая ходит», ибо знает, что Всесильный Покровитель его всегда при нем. Итак, предай участь свою Господу, а сам всю заботу обрати лишь на то, чтобы хотя бы верно исполнить предлежащую заповедь. Действуя так, и покой найдешь, и благоуспешность будешь иметь, если Господь благоволит осчастливить тебя ею.
(Из сочинений епископа Феофана)

Молитва святителя Димитрия Ростовского
Спаси мя, Спасе мой, по Твоей благости, а не по моим делом. Ты хощеши мя спасти, Ты веси, коим образом мя спасти: спаси убо мене, якоже хощеши, яко можеши, яко веси: ими же веси судьбами, спаси мя! Аз на Тя, Господа моего, надеюся, и Твоей воле Святой себе вручаю: твори со мною, еже хощеши: Аще хощеши мя имети во свете, буди благословен! Аще отверзеши ми двери милосердия Твоего, добро убо и благо. Аще затвориши ми двери милосердия Своего, благословен еси Господи, затворивый ми во правду. Аще не погубиши мя со беззаконии моими, слава безмерному милосердию Твоему. Аще погубиши мя со беззаконии моими, слава праведному Суду Твоему: якоже хощеши, устрой о мне вещь!

пятница, 5 января 2018 г.

Пару фактов о почитании Богородицы у древних христиан.

Пару фактов о почитании Богородицы у древних христиан. На папирусе №470 из библиотеки Дж. Райландса обнаружен самый ранний известный на сегодня текст молитвы Богородице. Папирус датируется 250 годом и содержит молитву на греческом языке, которая до сих пор употребляется за православным богослужением: "Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина чистая и благословенная". Данная находка интересна тем, что, во-первых, подтверждает почитание и молитвы Богородице у ранних христиан, а во-вторых, подтверждает древнее употребление термина Θεοτόκος (Богородица). Просто еще одно документальное подтверждение того, что и ранее было известно из Предания Церкви. Фото манускрипта приложено. Также прилагаю одну из древнейших икон Богородицы, сохранившихся в римских катакомбах, изображение находится в кубикуле della Madonna orante в coemeterium Maius и датируется первой половиной IV века. Удивительно, насколько точно этот тип изображения сохранился в православной иконографии - сравните с иконами Божией Матери "Знамение" (также приложена ниже).






Бог никого не наказывает?


Браки с еретиками в свете Предания Православной Церкви Отклик на решение Архиерейского собора 2017г. (из писем в редакцию «Православный Апологет»)


Древние церковные каноны (Трул. 72, Лаод. 31) ради защиты Церкви от распространения ереси запрещали православным христианам вступать в брак с еретиками. При церковных браках с еретиками нарушаются канонические запреты на молитву с ними.

Однако существует мнение, что допускаются браки между православным и католиком, между православным и протестантом, в нарушение канонов Церкви. В связи с этим хочется рассмотреть этот вопрос в свете Предания Церкви:

1. Первое правило Шестого Вселенского Собора повелевает предавать анафеме, тех кто отменяет каноны Церкви:

«Аще же кто либо из всех не содержит и не приемлет вышереченных догматов благочестия, и не тако мыслит и проповедует, но покушается идти противу оных: тот да будет анафема, по определению, прежде постановленному предупомянутыми святыми и блаженными отцами, и от сословия христианскаго, яко чуждый, да будет исключен и извержен. Ибо мы сообразно с тем, что определено прежде, совершенно решили, ниже прибавляти что либо, ниже убавляти, и не могли никоим образом.»

Об этом правиле священноисповедник Никодим Милаш, пишет, что

«Сила … этого правила, заключаются в том, во-первых, что исповедание догматов основывается на общей, единомысленной вере всех, в церкви Божией прославившихся мужей, которые были светилами в мире, по своему богопросвещенному уму, по чистому познанию истины, твердости в ее сохранении и святости жизни; во-вторых, что основание и ограждение православного исповедания составляет непрерывное от самих апостолов предание, так как и самые писания и определения св. отцов (догматы) признаны церковью «богопреданными», как завет (παρακαταθήκη в 1Тим. 6:20; 2Тим. 1:14)».

Таким образом отвергающий правила Вселенских соборов отвергает Предание Православной Церкви.

2. Также существует множество свидетельств в святоотеческих творениях о том, что паписты и протестанты — враждебны Богу и Церкви. Какой может быть союз у света с тьмой?

3. Святитель Митрофан Воронежский заповедует с еретиками даже не общаться и не есть вместе:

«Еще завещаю всякому чину своей епархии: православным христианам с еретиками и иноверцами, с католиками и лютеранами, кальвинистами … в общение и содружество не входить, но как от врагов Божиих и ругателей церковных от тех удалятися, совсем с иноверцами содружества не иметь … и обычаев их иностранных по традициям еретическим на соблазн христианам от них не слушать и это им запрещать накрепко. … ведь и святой апостол Павел заповедал и от братий по общей христианской вере, пьянствующих и бесчинствующих, отлучаться и не примешиваться к ним, – насколько больше подобает всячески отлучаться от тех еретиков, развратников и хулителей святой нашей веры! Еретики, такие как лютеране, кальвинисты и католики, не советуют и не говорят церковной правды, но то, что человеческое, новообретенное и чуждое истинного благочестия. Апостол пишет: «Но я писал вам, братие, не сообщаться с тем, кто, называясь братом (иноверец же больше того), остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» (1 Кор 5, 11), а в иноверцах все эти страсти господствуют, но многие верные люди и честные с ними ядят, не стыдясь, и не боятся греха. Уклоняющиеся от этой заповеди и презирающие завещания Святой Церкви и творящие сами себе закон по гордыне как избежат клятвы, псалмопевцем всегда возвещаемой? Прокляти все уклоняющиися от заповедий Твоих (Пс 118, 21), чего всех христиан избави Боже! И в другом месте говорит: извергните развращенного из среды вас (1 Кор 5, 13). Так явственно Сам Бог завещал, как с иноверными, еретиками и злобными водиться и общаться кому и какую дружбу подобает иметь с ними и пребывать в угождении Богу, когда все люди стоят в истине, о добрых делах прилежат и содержат благие и постоянные нравы.»

Источник: «Духовное завещание святого Митрофана, епископа Воронежского»

Библия почитании Божией Матери. Святой мученик Николай Варжанский.


Пресвятая дева Мария есть действительно Божия Матерь:

Прор. предсказал: «Сам Господ даст вам знамение: се, Дева во чреве, приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14).

Апостол пишет; «все сие произошло да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог» (Матф. 1, 22–23).

«Сказал Ей Ангел»: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он, будет велик и наречется Сыном Всевышнего» (Лук. 1, 30–32).

Апостол говорит: «Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены» (Гал. 4, 4).

«И безпрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3, 16).

Елисавета называет Деву Марию Богоматерью: «откуда это мне, что пришла Матерь Господа Моего ко мне?» (Лук. 1, 43).

Божия Матерь родила Спасителя не от мужа, но чудесно от Духа Святого:

«Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лук. 1, 30–35).

«Ангел Господень явился во сне (Иосифу) и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго» (Матф. 1, 20).

Божия Матерь была Приснодевою и детей других не имела:

Прор. Иезекииль предсказал о Ней: «сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими; ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иезек. 44, 2).

Архангел возвеличил Божию Матерь:

«Ангел вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лук. 1, 28).

Праведная Елисавета ублажила Богоматерь от Духа Божия:

«Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» (Лук. 1, 41–42).

Божия Матерь предсказывает, что Ее будут ублажать:

«отныне будут ублажать Меня все роды» (Лук. 1. 48).

Божия Матерь признает Свое величие, которое сотворил Ей Сильный:

«сотворил Мне величие Сильный и свято имя Его» (Лук. 1, 49).

Так должно спрашивать сектантов: 1) почему вы не восхваляете Богоматерь, как восхвалил Ее Архангел Гавриил? Почему не подражаете Ангелу? Неужели считаете себя выше? 2) Почему не величаете Богоматерь, как Елисавета? Ведь она от Духа Святого говорила; 3) Почему не ублажаете Богоматерь, раз Она Сама признала это и предсказала, что будут ублажать Ее все роды? 4) почему не величаете Богоматерь, раз сотворил Ей величие Сильный? Кто позволил вам отнимать то, что Господь даровал Богородице?
Разбор возражений сектантов

Толстовцы говорят : Богородица не Приснодева, ибо у Ней были другие дети – братья Господа.

Православный ответ : Если бы Пресвятая Дева имела других детей, кроме Иисуса, то Он не стал бы Ее поручать ученику Своему Иоанну, говоря с креста Своего: «Жено! Се, сын Твой» – и ученику: «се, Матерь твоя. И от того часа ученик сей взял Ее к себе» (Иоан. 19, 26–27), хотя Иаков, брат Господень, долго пребывал епископом Иерусалимским (Гал. 1, 19) и другие сыновья Иосифа были в Иерусалиме (Матф. 13, 55).

Сектанты говорят : Спаситель отвергал Божию Матерь. Он сказал: «кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Матф. 12, 50).

Православный ответ : Спаситель здесь говорит о духовной связи Его с учениками. Но Господь не отвергал Матери. Даже на кресте Он позаботился о Ней: Иоан. 19, 26. Его Пречистая Матерь тоже была Ученицей Его проповеди и не отделялась от Его учеников: «все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса» (Деян. 1, 14).

Неужели же Божия Матерь не исполняла волю Отца Небесного? Несомненно больше всех! Тем более Она достойна почести. Чрез слова Христа (Матф. 12, 50) Божия Матерь не отстранена.

Должно спрашивать сектанта: если ты мать Спасителя, неужели достоин ты, чтобы к тебе обратиться: радуйся, благодатный, Господь с тобою, благословен ты, между мужиками.

Неужели можешь ты сказать о себе, как Богоматерь, что отныне будут тебя ублажать все роды, что сотворил тебе величие Сильный.

Сектанты говорят : Зачем говорите: Пресвятая Богородица, спаси нас! – раз один Спаситель-Христос?

Православный ответ: А зачем ап. Павел пишет Тимофею: так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя (1 Тим. 4, 16)? Зачем ап. Павел пишет: «не спасу-ли некоторых» (Рим. 11, 14).

И еще: «почему ты знаешь, жена, не спасешь-ли мужа»... (1 Кор. 7, 16).




Библия о почитании священных Образов ( икон греч.)


Исх. 25:18. «И сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки.» Исх. 26:1. «Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою.»
Иконы ангелов действительно были в широком употреблении в ветхозаветном храме:
3 Цар. 6:23. «И сделал в давире двух херувимов из масличного дерева, вышиною в десять локтей.»
3 Цар. 6:35. «И вырезал на них херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и обложил золотом по резьбе.»
2 Пар. 3:7. «И вырезал на стенах херувимов.»
2 Пар. 3:10. «И сделал он во Святом Святых двух херувимов резной работы и покрыл их золотом.»
2 Пар. 3:14. «И сделал завесу... и изобразил на ней херувимов.»
 Иконы св. ангелов от Господа заповедано было св. пророкам поставить в храме перед глазами молящихся:
Иез. 41:17. «От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения,»
Иез. 41:18. «сделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. Ср.: Исх. 25:18; 26:1; 3 Цар. 6:23-35.»
«Все боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил» (Пс. 95:5). Хотя между святыми изображениями (иконами) и не святыми (идолами) есть сходство в том, что они делаются иногда из одних и тех же материалов, но «чистое нельзя смешивать с нечистым», ибо между святыми иконами и идолами величайшая разница:
   а) Идолы появились вследствие человеческого «неведения о Боге», «заблуждения», «тщеславия», «вымысла» (Деян. 17:29; Прем. 13:1-10; 14:12—21; Иер. 10:14-15).
   б) Св. иконы делаются людьми, верующими в истинного Бога, во имя Божие и вследствие повеления святейшей воли Божией (Исх. 25:1, 18; 26:1).

В истинном храме виденном пророком Божиим, были священные изображения-образы:
   «Покажи им вид храма и расположение его... и все образы его» (Иез. 43:11). Иез. 41:17. «От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения,»

    Пред вещественной святыней поклонялись:
   «поклонюсь святому храму Твоему» (Псал. 5:8).
   «поклонюсь пред святым храмом Твоим» (Псал. 137:2).
   Моисей и Аарон у скинии «пали на лица свои» (Числ. 20:6).
   Иисус Навин «пал лицем своим на землю пред ковчегом» (Иис, Нав. 7:6).


Фреска Иисуса Христа. 
Катакомбы Коммодиллы.

Как объяснить сектанту, что Православие - Христова Церковь?