Страницы

пятница, 5 января 2018 г.

Свидетельства древней Церкви о крещении младенцев.

«Христос пришел спасти через Себя всех, – всех, говорю, которые возрождаются от Него для Бога – младенцев, отроков, юношей и старцев»
(св. Ириней Лионский +202., Против ересей, 2, 22, 4; см. также 5, 15, 3)

«Церковь получила от апостолов предание преподавать крещение и младенцам»
(Ориген +254., На Рим. кн. 5, гл. 6).

«Не должно нам никого устранять от крещения и благодати Бога, о всем милосердного, благого и снисходительного. Если этого надобно держаться по отношению ко всем, то особенно, как мы думаем, нужно соблюдать это по отношению к новорожденным младенцам, которые уже тем заслуживают преимущественно нашу помощь и милосердие Божие, что с самого начала своего рождения они своим плачем и слезами выражают одно моление»
(252 г. Карфагенский собор) (Цит. св. Киприан Карф. 46 Письмо епископу Фиду).

"Облачитесь в одежды и в первую очередь крестите детей. Все те, которые могут говорить о себе, пусть говорят. За тех же, которые не могут говорить о себе, пусть говорят их родители или кто-нибудь из родственников"
(Св. Ипполит Римский +236., Апостольское Предание).

"У тебя есть младенец? - Не давай времени усилиться повреждению. Пусть освящён будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу. Ты боишься печати, по немощи естества, как малодушная и маловерная мать? Но Анна и до рождения обещала Самуила Богу, и по рождении вскоре посвятила и воспитала для священной ризы, не боясь человеческой немощи, но веруя в Бога"
(Григорий Богослов 4в., Слово на крещение).

"Это (крещение младенцев) Церковь всегда имела, всегда содержала. Это прияла она от веры предков, это соблюдает она постоянно даже до конца"
(Блаженный Августин 4 в.,Serm CLXXVI de verb. Apost. n. 2.)

"Божественным нашим наставникам изволися допускать к крещению и младенцев под тем священным условием, чтобы естественные родители дитяти поручали его кому-либо из верующих, который бы хорошо наставил его в предметах Божественных и потом заботился о дитяти как отец... Этого-то человека, когда он даёт обещание руководить отрока в благочестивой жизни, заставляет иерарх произносить отречения и священное исповедание"
(св.Дионисий 4в., О церковной иерархии,VII, § 11).

Таинства Церкви


вторник, 18 апреля 2017 г.

Разоблачение протестантизма. Священное Предание. Апологетический конспект.





Священное Предание. Апологетический конспект.


Дулевич Антоний, миссионерский отдел Кызыльской епархии
Протестанты, отвергая Священное Предание (древний способ передачи Божественного Откровения) отвергают само Божественное Откровение, переданное Апостолами от Самого Господа. Священное Предание — это устная передача словом и примером учения веры, Закона Божия, Таинств и священных обрядов.
Сектанты, к примеру, не веря словам Библии, о том, что Христос управляет Церковью, а Дух святой учит христиан, не верят и тому, что апостольское предание бережливо сохранено Церковью. Отвергая Священное Предание сектанты отвергают и Саму Библию, являющуюся Словом Божиим, согласно как раз Преданию.
Священное Предание, не входящее в канон Нового Завета, можно разделить на письменное (постановления соборов, богослужебные тексты, труды святых отцов и т.п.) и устное (церковную практику).
Принцип Священного Предания:
Прп.Викетний Лиринский (+до 450):
«…когда мы последуем всеобщности (ВСЕ – прим. авт), древности (ВСЕГДА- прим. Авт.), согласию (ПОВСЕМЕСТНО – прим. автора); а всеобщности последуем мы тогда, когда признаем истинною ту только веру, которую исповедует вся по Земному шару Церковь; а древности — тогда, когда никак не отступим от тех мыслей, которые, несомненно, одобрены святыми предками и отцами нашими; а согласию — тогда, когда в самой древности последуем определениям и мыслям всех или по крайней мере большинства священников и вместе учителей» (Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков).
                     Священное  Предание  в  Ветхом Завете:
До Моисея не было священных книг. Знания о Боге, о творении, о жизни Адама и Ноя, Авраама и Иосифа передавалось устно. Но даже и после появления Священного Писания больше пользовались преданием: «Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам о деле, какое Ты соделал во дни их, во дни древние» (Пс.43:2); «Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям» (Пс.77:5-6).
Почему иудеи больше придерживались Предания, чем Писания (Вроде они придерживались и того и другого, весь абзац бы убрал)? Потому, что вплоть до времен Ездры (5 век до Р.Х.) Писания не были собраны в единую книгу. После Вавилонского плена Ездра собрал все тексты во единую книгу, добавив посл.главу о жизни Моисея (Второзаконие) – есть мнение, что ее добавил Иисус Навин или сам Моисей по дару пророчества написал.
Новый Завет о Священном Предании:
Евангелие — часть Священного Предания:
«Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова» (Лк.1:1-2)
— Само Евангелие было составлено на основании Преданий живых свидетелей.
Куда подевалось учение Апостолов?
«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:19)
— Господь говорит «научите». Неужели 14 посланий Апостола Павла, 3 Петра, 2 Иоанна — это и есть все научение всех народов? Научить — отнюдь не синоним слова «записать». Учат преимущественно устно.
Только ли учение Христово проповедывали Апостолы?
«Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин.16:12-13)
— Сектанты говорят, что Апостолы передавали общинам то, чему их учил Христос. Тогда вопрос: посмотрим деяния Апостольского собора (Деян.15 гл) и спросим, когда Христос учил Апостолов не обрезывать язычников, не есть удавленины и не есть идоложертвенного? Здесь сбываются слова о том, что Дух Святой наставлял Апостолов на всякую истину.
Апостолы сами восприняли слова Христа через Предание:
«Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать»(Деян.20:35).
— В каком Евангелии мы можем найти такие слова Христа? Ни в каком, и это свидетельство о том, что сами Апостолы опирались на то, что было передано устно. Тем паче Апостол Павел, который не был учеником Христа во время Его земной жизни.
«Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь» (Иуд.1:9)— Откуда Апостол Иуда взял эти слова, как не из устного Предания?
Всё ли учение Христово записано в Священных книгах?
«Которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян.1:3)
— Чему именно учил Господь Апостолов можно узнать только из устного Предания, которое говорит о том, что Христос показывал Апостолам как совершать Таинства.
Всё ли апостольское учение записано в книгах Нового Завета?
«Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (Деян.20:31).
— Если бы все было записано в книгах Нового Завета, то где тогда трехгодичные проповеди святого Павла ефесянам?
 Хранить Предания — прямое повеление Апостола:
«О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» (1 Тим.6:20);
«И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2Тим.2:2)
;
Протестанты говорят, мол, завещание хранить переданное относилось только к тем, к кому это писалось. Ну, а почему, же тогда протестанты, не следуют своей же логике, и относят слова «благодатью вы спасены» (Еф.2:5) к себе, а не к тому, к кому это писалось?
Апостольские послания и их устные наставления имеют одинаковый авторитет:
«Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес.2:15)
Святитель Иоанн Златоуст († 407) говорит: «Отсюда очевидно, что апостолы не все передали чрез послания, но многое сообщали и через устную речь; между тем и то и другое равно заслуживает доверия. Поэтому мы должны признавать достоверным и церковное Предание. Если есть Предание, то не нужно ничего больше» (Проповедь 4 на 2-е послание к Фессалоникийцам, 2);
Апостолы учили устно, а в послания лишь напоминали об этом:
«Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном» (Евр.6:20).
— Никто не найдет в письменном виде конкретного учения святого Павла о крещениях и возложении рук, адресованного евреям. Но, это, как мы видим из Библии, не означает того, что общины, обучаемые Апостолами «куда-то это все потеряли»…
 Апостол ссылался на церковные обычаи:
«А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1Кор.11:16)
Апостол Павел, объясняя, что женщине должно молиться с покрытой головой, ссылается не на библейский текст, а не церковный обычай – т.е. на то, что является частью Священного Предания.
Устной проповеди вполне достаточно для обретения веры:
«Но как призывать [Того], в Кого не уверовали? как веровать [в] [Того], о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?» (Рим.10:14) «Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их» (Рим.10:18).
Устной проповеди вполне достаточно для обретения веры.
                     Апостольские послания – это не учебники по догматике:
Протестанты убеждены, что в книгах Нового Завета есть все, что нужно для того, чтобы иметь Апостольскую веру. Но святые Апостолы не ставили в своих посланиях цель полностью  изложить  вероучение. Послания же были направлены по конкретным вопросам в конкретные общины. Причины написания посланий были следующими:
  1. Апостолы не могли быть лично:«Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2Ин.1:12);
    «Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью, а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам. Мир тебе. Приветствуют тебя друзья; приветствуй друзей поименно. Аминь.» (3Ин.13-14);
  2. Из-за появления лжеучений:
    «Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов» (2Фес.2:1-2);
    3.Из-за появления людей, отрицающих воскресение:«Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?» (1Кор.15:12).
4.Против нового благовестия:
«Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию» (Гал.1:6)
5.Из-за появлений раздоров:
«Ибо от [домашних] Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры» (1Кор.1:11);Кроме того, были послания для частных лиц (Титу, Тимофею, Филимону, Феофилу). К примеру, зачем Апостолу Павлу писать про то, что надо поститься в среду и пятницу, если это и так везде соблюдалось и не вызывало никаких вопросов.
Святые отцы и учители Церкви первых веков о Предании:
    Некоторые протестанты, не веря Библии, утверждают, будто бы устное Апостольское Предание было Церковью утеряно. Этот тезис легко опровергнуть словами людей, общепризнанных Церковью учителями веры. Если бы к пятому веку устное Предание было бы потеряно, то и не было бы никакой речи о том, что нужно его продолжать хранить. Пример тому и постановления церковных соборов.
Еп.Климент Александрийский († ок. 215)^«Тот, кто объясняет Писание без помощи Священного Предания, разрывает на куски значение истины» (Строматы. Кн. 7).
Свмщ.Киприан Карфагенский, (+ 258 г.):
«Душам благочестивым и простым легко избежать заблуждения и найти истину, ибо как только обратимся к источнику Божественного Предания, и заблуждение исчезает».
Свт.Василий Великий, (+ 379 г.):
«Аще предпримем отвергать неписанные обычаи, яко не великую имеющие силу, то не приметно повредим и Евангелию в главных предметах.Мню, яки апостольское есть и cиe: да держимся не писанных преданий. У нас соблюдаются обычаи, имеющие силу законов так как постановления их преданы нам от св. мужей».
Свт.Григорий Нисский († после 394):
«Мы имеем от отцов дошедшее к нам предание как некое наследство, сообщаемое по порядку от апостолов через последующих святых» (Против Евномия. 4: 5);
Свт.Епифаний Кипрский († 403):
«Следует держаться Предания, поскольку не все возможно найти в Священном Писании. Святые апостолы передавали некоторые вещи посредством письменного слова, а некоторые – посредством устного»;
Свт.Иоанн Златоуст († 407):

«Отсюда очевидно, что апостолы не все передали чрез послания, но многое сообщали и через устную речь; между тем и то и другое равно заслуживает доверия. Поэтому мы должны признавать достоверным и церковное Предание. Если есть Предание, то не нужно ничего больше» (Проповедь 4 на 2-е послание к фессалоникийцам, 2);
Блаженный Августин (+ 430 г.):
«Все, что содержит Св. Церковь и что без всякого соборнаго постановления содержалось в ней, то по всей справедливости мы считаем Преданием от Апостолов»
Прп.Викентий Лиринский, (+ до 450 г.)
«Как сынам Церкви отличать истину от лжи? Они особенно должны заботиться о том, чтобы толковать божественный канон по преданиям и правилам всеобщей Церкви, в самой же Церкви они необходимо должны следовать всеобщности, древности, согласию. И если восстанет когда-нибудь часть против всеобщности, новизна против старины, Heco гласие одного или меньшинства против всех или большинства, то повреждение части должны предпочитать целость всеобщности, а в самой всеобщности — непостоянству новизны предпочитать веру старины, а в самой же старине — безразсудству одного или меньшинства предпочитать во первых общия, если есть, решения всеобщаго собора, а если их нет, то во вторых — следовать самому сподручному — согласным между собою мыслям большинства великих Церковных учителей».
Церковные соборы о Предании:
Гангрский поместный собор (340 г.)? 21 правило«поставляя преграды в Церкви тем, которые вводят новости», — заключает: «желаем, да бывают в Церкви вся, принятая от божественных писаний и апостольских преданий».
Карфагенский Поместный собор (397 г.), 33 правило:
«Постановлено такожде, да не читается ничто в церкви под именем Божественных Писаний, кроме писаний канонических. Каноническия же писания суть сии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Исус Навин, Судии, Руфь, Царств четыре книги, Паралипоменон две, Иов, Псалтирь, Соломоновых книг четыре, пророческих книг дванадесять, Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Товия, Иудифь, Есфирь, Ездры две книги. Новаго Завета: четыре Евангелия, Деяний апостолов одна книга, Посланий Павла четыренадесять, Петра апостола два, Иоанна апостола три, Иакова апостола едина, Иуды апостола едина, Апокалипсис Иоанна книга едина. Для твердости же предлежащаго правила да будет извещен о сем брат и сослужитель наш Вонифатий (епископ Римский) и прочие епископы тех стран: ИБО МЫ ПРИЯЛИ ОТ ОТЦЕВ, что сии книги читати подобает в церкви».
— Сам канон Библии сформировался через Священное Предание: «ибо мы прияли от отцов».
Седьмой Вселенски собор (787 г.), деяния:
«Все, что против церковнаго Предания, учения и начертания святых и приснопамятных отцев установлено — установляем, и впредь имуще установиться — анафема»
               Примеры Священного Предания: 
1. Примеры письменного Предания (церковные обычаи, зафиксированные письменно):
О посте:
1. Свмщ.Игнатий Богоносец, (+107 г.): «Поститься должно во всю Четыредесятницу, и кто делает это, находится в общении с Господом»(Священномученик Игнатий был учеником Апостола Иоанна Богослова).
2. Правила святых Апостолов.  №69. «Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен»
(На «Правила святых Апостолов»
 в первые века опиралась вся Церковь, доказательство чему то, что на Первый Вселенский собор ссылается на эти правила, как на нечто общепринятое);
3. «Дидахе» (конец I — начало II века):
«Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой» (Дидахе, глава 8, №1). Поскольку «неделей» называли день воскресный, то четвертый день недели — среда, а шестой — пятница. В ранней Церкви имел широкую известность; некоторые отцы причисляли его к книгам Священного Писания Нового Завета, не сомневаясь в апостольском авторстве произведения.
2. Примеры устного Предания (в повествовании о них):
О молитве конкретной молитвой за усопших:
Свмщ.Дионисий Ареопагит (+ок.96):
«Что же касается упомянутой молитвы, которую священноначальник совершает над усопшим, нам нужно сказать предание, дошедшее до нас от богопросвещенных наших началовождей« («О церковной иерархии»).(есть молитвы об усопших в писании – да даст Господь Бог милость дому Онисифора( -?) и ему желает милости в день он (суда) и т.п. В книге Маккавеев – жертва за мертвых.
О крестном знамении:
св.Ипполит Римский (+-235):«О крестном знамении. Всегда старайся смиренно осенять свой лоб крестным знамением. Ибо это знак Страстей, данный против диавола, если кто с верой его совершает, а не для угождения людям, чтобы через знание предлагать его как панцирь. Ибо враг, видя духовную добродетель, исходящую от сердца, подобие явно представленного омовения – трепеща обращается в бегство, когда ты не уступаешь ему, а вдохновляешь самого себя. Это самое было в прообразе Моисеева агнца, которого приносили в жертву на Пасху и кровью которого (Моисей. – Пер.) окроплял порог, помазывая оба косяка дверей, и это обозначает то, что есть теперь в нас, – веру в совершенного Агнца. Осеняя себе рукою лоб и глаза, мы отгоняем того, кто пытается погубить нас» (св.Ипполит Римский. «Апостольское Предание»).
Откуда святой Ипполит получил это учение? Он пишет о крестном знамении или потому, что так делали везде и все или же потому, что получил это от святых Апостолов. Святой Ипполит (+-235) был учеником св.Иринея Лионского (+202), который был учеником св.Поликарпа Смирнского (+156), бывшего учеником Апостола Иоанна Богослова.
О крещении младенцев и об институте крестных:
Свмщ.Дионисий Ареопагит (+ок.96):
«Впрочем, мы скажем теперь и об этом предмете то, что передали нам, научившись из древнего предания, богообразные наши священносовершители. Они говорили, что и справедливо, что младенцы, будучи возводимы к таинствам по священному законоположению, будут вводиться в священный порядок жизни, делаясь свободными от всякого нечестия и отдаляясь от жизни, чуждой святыни. Приняв это во внимание, божественные наставники наши положили принимать младенцев по священному чину так, чтобы естественные родители приводимого ребенка передавали его какому-либо из посвященных в тайны учения божественного доброму руководителю, которым бы впоследствии дитя было руководимо, как богодарованным отцом и споручником священного спасения» («О Церковной иерархии» , глава 7, III,11).
Откуда во втором веке знали то, чему учили Апостолы?

Св.Папий Иерапольский (ок.155-165):
«Я не замедлю в подтверждение истины восполнить мои толкования тем, чему я хорошо научился у старцев и что хорошо запомнил. Я с удовольствием слушал не многоречивых учителей, а тех, кто преподавал истину, не тех, кто повторяет заповеди других людей, а данные Господом о вере, исходящие от самой Истины. Если же приходил человек, общавшийся со старцами, я расспрашивал об их беседах: что говорил Андрей, что Петр, что Филипп, что Фома и Иаков, что Иоанн и Матфей или кто другой из учеников Господних; слушал, что говорит Аристион или пресвитер Иоанн, ученики Господни. Я понимал, что книги не принесут мне столько пользы, сколько живой, остающийся в душе голос». (Евсевий Кесарийский,+340 (Памфил)Церковная история, Книга 3).
                       Почему некоторые Предания  хранились в тайне?
Свмщ.Дионисий Ареопагит (+ок.96):«Что же касается совершительных призываний, то непозволительно истолковывать их письменно и таинственное значение их, равно как и совершаемые через них Богом действия, выводить из тайны к общеизвестностиПо чину нашего священного предания узнав их из тайных наставлений и при помощи любви Божией и священного содействия иераршеского достигнув божественнейшего порядка жизни и высоты, ты будешь возведен к высшему ведению тайносовершительных наставлений» («О церковной иерархии», 7 глава)
Кто составил Священное Писание?

Священное Писание – это только часть Священного Предания, а понимать его отдельно от Предания, все равно, что кромсать истину на куски, по слову Климента Александрийского (+215).
Протестанты убеждены, что правильное понимание Библии может дать только сама Библия. Но в Священном Писании нигде не говорится, что его можно понять само собою. А вот, то, что Предания, которые надо держать, ставятся на один уровень с Писание явно прослеживается из 2Фес.2:15.
Стоит остановиться на одном вопросе, на который протестанты никак не могут придумать достойного ответа. На вопросе, который рушит все протестантские тезисы, как карточный домик. Протестанты, как известно ,говорят, что нужно пользоваться только Священным Писанием и ничем больше. Есть даже такой термин «соло скриптура» («Только Писание»). Протестанты говорят, что то, что не написано в Библии, тому верить не нужно. И вот мы задаем протестантам вопрос: а с чего это вы решили, что 27 книг Нового Завета – это часть богодухновенной Библии? Где написано, что 27 книг Нового Завета и 39 (50-? Если считать и неканонические) Ветхого – это слово Божие? И тут в ответ следует или глубокое молчание, или фантазии, которые, конечно под собой не имеют никакого библейского основания.
В общих чертах канон Нового Завета сложился уже к середине II века, об этом свидетельствует цитация новозаветных Писаний мужами апостольскими и апологетами II века, например, сщмч. Иринеем Лионским.
Оба Завета были впервые сведены в каноническую форму на поместных соборах в IV веке: Иппонском Соборе 393 г. и Карфагенском Соборе 397 г.
Канон Ветхого Завета:
Канон книг Ветхого Завета окончательно был утвержден на Лаодикийском Соборе 364 г. и Карфагенском Соборе 397 г., фактически же Церковь пользовалась ветхозаветным каноном в его настоящем виде с древнейших времен.
Оказывается, что протестанты верят постановлению Карфагенского собора 397 года, определившему: ««Постановлено такожде, да не читается ничто в церкви под именем Божественных Писаний, кроме писаний канонических. Каноническия же писания суть сии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Исус Навин, Судии, Руфь, Царств четыре книги, Паралипоменон две, Иов, Псалтирь, Соломоновых книг четыре, пророческих книг дванадесять, Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Товия, Иудифь, Есфирь, Ездры две книги. Новаго Завета: четыре Евангелия, Деяний апостолов одна книга, Посланий Павла четыренадесять, Петра апостола два, Иоанна апостола три, Иакова апостола едина, Иуды апостола едина, Апокалипсис Иоанна книга едина. Для твердости же предлежащаго правила да будет извещен о сем брат и сослужитель наш Вонифатий (епископ Римский) и прочие епископы тех стран: ИБО МЫ ПРИЯЛИ ОТ ОТЦЕВ, что сии книги читати подобает в церкви».
То есть, во-первых, протестантам приходится признать, что, несмотря на отвержение Церковных соборов, они пользуются его прямым постановлением. Во-вторых, протестантам приходится признать, что если собор не ошибся, то значит, и Писание было получено «от отцев» (как сказано в 33 правиле), значит с помощью Священного Предания. Если протестанты признают, что собор ошибся, то они не имеют права признавать, что 27 книг Нового Завета – это боговдохновенная Библия, ибо Церковь признает 27 книг Новым Заветом, опираясь именно на постановление этого собора. Ну, аж  если Дух Святой в тот момент руководил людьми и не ошибся, то, тогда протестантам придется признать и другое постановление, данное Святым Духом в тоже время тем же людям. Это 124 правило Карфагенского собора: «124. Определено такожде: кто отврегает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительскаго Адамова греха не заимствут ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), ТОТ ДА БУДЕТ АНАФЕМА. Ибо речено апостолом: единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть: и тако (смерть) во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша (Рим. 5, 12), подобает разумети не инако, разве как всегда разумела кафолическая церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо по сему правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхаго рождения».
Или же признать почитание святых:
«71. Такожде подобает просити христианских царей и о сем: поелику вопреки Божественным заповедям во многих местах от языческаго заблуждения привнесенныя пиршества совершаются, так что и христиане тайно привлекаются язычниками к участию в оных: то да повелят воспретити таковыя пиршества, и в городах, и в селах, и наипаче, поелику в некоторых городах не страшатся сим образом согрешати, ДАЖЕ ВО ДНИ ПАМЯТИ БЛАЖЕННЫХ МУЧЕНИКОВ, и даже в священных местах. В сии дни, что и изрещи стыд есть, совершают на полях и на стогнах непристойныя плясания, и непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств, и целомудрие других безчисленных благочестивых жен, собирающихся во святый день, так что от прибежища самыя святыя веры почти убегати нужно бывает». Как мы видим, в 4 веке праздновались дни памяти мучеников, а значит, и молитвы к ним совершались.
Ну аж если протестанты будут выкручиваться, лукавить и хулить Святого Духа, говоря, что Он одним и тем же людям дал Откровение и в тоже время каким-то образом допустил то, что они ошиблись, то пусть помнят слова Христа, Который прямо сказал, что хула на Духа Святого не простится не в этом, ни в будущем веке. Или Вы считаете, что Святой Дух руководил отцами Карфагенского собора, принявшими канон библейских книг, или же не руководил, тогда Вам придется отказаться от веры в то, что Библия – это 39 книг Ветхого и 27 книг Нового Завета. Вот на таком лукавстве, и построен весь протестантизм. Вот  простой пример, на каком лукавстве построен протестантизм.
    Кто может толковать Библию?
Поскольку Библия не упала с Неба, а была составлена Церковью, понимать правильно её можно только в соответствии с тем, как её толкует Церковь.
VI Вселенский  собор (787 г.), 19 правило:
«Если будет изследуемо слово писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях, и сими более да удостоверяются, нежели составлениям собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклониться от подобающаго. Ибо, чрез учение вышереченных отцов, люди, получая познание о добром и достойном избрания, и о неполезном и достойном отвращения, исправляют жизнь свою на лучшее, и не страждут недугом неведения, но, внимая учению, побуждают себя к удалению от зла, и, страхом угрожающих наказаний, соделывают свое спасение».
Протестантские путаницы
Протестанты сами путаются в переплетениях своих заблуждений. Они говорят: «покажите нам, какое устное Апостольское Предание Вы сохранили?». Мы отвечаем: «к примеру, пост в среду и пятницу». Сектанты говорят: «Ну а где это Предание зафиксировано?». Мы отвечаем: «В Дидахе, в Правилах святых Апостолов». Они говорят: «так, если это записано, разве это устное Предание?». То есть, протестанты сами себе противоречат: просят показать устное в письменном виде (дабы убедиться, что такое Предание действительно было), а когда они его видят в исторических христианских памятниках, то, начинают отрицать, будто оно не было устным. А когда рассказываешь о Предании устном, они просит показать, где оно зафиксировано.

Рассказ бывшего атеиста, а ныне православного автора и исполнителя песен Валерия Малышева.


КАК АНГЛИКАНИН (В ПРОШЛОМ КАЛЬВИНИСТ) ОБРАТИЛСЯ В ПРАВОСЛАВИЕ



Отец Джозеф Глисон, обратившись в Православие, привел к Церкви и свою семью, своего кузена, да еще и всю свою церковную общину. Весьма впечатляющая история! Об этом пути, о сомнениях и вопросах, которые и привели его к Православию, он рассказал в беседе с журналистом Марком Брэдшоу.
Марк Брэдшоу: Джозеф Глисон – сын пианиста Уити Глисона, члена очень известной госпел-группы «Блэквуд Бразерс», а позднее «Джубили Квартет». Его семья много ездила по стране. Это было такое кочующее христианство: каждую неделю – другая церковь. Но через какое-то время – Джозефу тогда было девять или десять лет – семья осела в Техасе, и теперь их посещения одной и той же церкви стали более частыми, хотя они все еще продолжали менять их, пребывая в каждой не более пары лет.
Когда Джозефу было около двадцати, он решил положить таким переходам конец и укорениться в какой-то одной церкви. Ею стала баптистская «Библейская церковь МакКинни» – кальвинистская церковь, не практикующая крещение младенцев. Джозеф был чрезвычайно увлечен мировоззрением и системой кальвинизма: ему казалось, что кальвинизм дает ответы на множество его вопросов.
Он поступил в Вестминстерскую семинарию (сейчас она называется Семинарией Искупителя) и стал подумывать о постоянном служении, а потом… Мне кажется, он слишком много читал. Он говорит, что постоянно читал Библию, читал много исторических книг. И ему стали близки некоторые богословские идеи, далекие от учения баптистов или кальвинистов. И так, всё глубже погружаясь в историю и узнавая, какой была ранняя Церковь, он осознал, что есть положения, которые необходимо переосмыслить.
Например, крещение детей было повсеместной практикой в ранней Церкви. Джозеф пришел к богословскому обоснованию, почему оно совершалось, и просил местного пресвитерианского служителя крестить его детей, что вызвало множество вопросов. Но этим все не закончилось. Было и много другого.
И чем больше он изучал историю, тем яснее понимал: «Всё обстоит не совсем так, как делаем мы».
Он все еще строго придерживался кальвинизма, но уже стремился к чему-то более литургическому, более сакраментальному, и в конце концов он перешел к англиканам. Джозеф поступил в англиканскую семинарию.
Обстоятельства вынудили его и его семью перебраться в Иллинойс, с ними вместе поехал один из его кузенов. Они поселились в Омахе – небольшом иллинойском городке. Но оказалось, что там нет англиканской церкви, а ближайшая довольно далеко. Поддерживаемые англиканским епископом, они решили основать англиканский приход в Омахе, приобрели неиспользуемое здание старой пресвитерианской церкви и через некоторое время начали проводить богослужения, как могли. Они все еще были новоначальными в англиканстве и еще обучались англиканскому благочестию и богослужению. Община была малочисленной, но ее ядро стремилось прийти к «чистому англиканству», прежде чем начать обращать в англиканство весь город Омаха.
Дела шли очень неплохо. Джозефа рукоположили в диакона – англиканского диакона, но тут… тут совершился еще один «переворот».
Его друг, в прошлом тоже кальвинист, но потом перешедший в англиканство и ставший священником, – его путь, как видим, был схож с путем Джозефа, –позвонил ему и сказал: «Я собираюсь перейти в АЦА» – Англиканскую церковь в Америке: это группа англиканских церквей, обратившаяся с петицией к папе Римскому, в которой просила о присоединении их к католичеству. В Римской церкви есть механизм, при помощи которого англиканские сообщества могут присоединиться к католицизму коллективно. Священники переходят в сущем сане, остаются женатыми, и вся община переходит как есть. И друг, который был англиканским священником, сказал: «Я перехожу, собираюсь стать католиком!»
Это потрясло Джозефа. Он не мог понять, почему этот человек, а он был уважаем, вдруг решил, что это хорошо, что это правильно. Джозеф стал приводить возражения – стандартные вопросы: «А как быть с этим?», «А что делать с тем-то?» И он отметил для себя, что впервые говорит с человеком, который может действительно ответить на все возражения. Конечно, эти темы и прежде обсуждались, но в кругу друзей, верующих по-протестантски. Обычно люди редко дискутируют об основополагающих христианских верованиях с теми, кто придерживается иных взглядов, кто владеет предметом и может обоснованно отвечать, что, как правило, подвигает затем к размышлениям. Именно это и произошло с Джозефом: он начал задумываться. Дадим ему слово, чтобы он сам рассказал, что случилось потом.
Отец Джозеф Глисон: Отец Чори переходил к католикам! А ведь он был поначалу протестантом, кальвинистом, парнем из пресвитерианской среды. Потом, как и я, он стал англиканином, но все же оставался в реформированной церкви. В то время я был издателем «Североамериканского англиканина» – богословского журнала, публикующего статьи священников, диаконов и мирян, остающихся англиканами, но отделившихся от Епископальной церкви. Он был одним из авторов, я постоянно контактировал с ним: он писал для журнала и немного помогал в редактировании. И вот я нахожу его переплывающим Тибр: он идет в Рим! Забегая вперед, скажу: недавно он был рукоположен в католического священника.
Его переход был для меня сильным шоком, поскольку он и я имели кальвинистское происхождение, имели сильные связи с пресвитерианством и, даже являясь англиканами, мы все-таки считали себя протестантами. И вот он собрался перейти под начало папы. Я был озадачен этим.
Я был смущен самой идеей молиться Деве Марии. Это была очень серьезная проблема для меня. Я приходил в ужас от мысли отказаться от принципа sola scriptura. У меня просто голова шла кругом…
Знаете, когда говоришь о прошлом, стараешься рассказывать так, чтобы все выглядело логичным, последовательным: вот это было, потом это случилось… но тогда все вертелось вихрем: ты читаешь и отправляешь электронную почту, просишь друзей о помощи, беседуешь с семьей, обсуждаешь с женой, молишься, читаешь и начинаешь клевать носом, потом откладываешь все, потому что надо подготовиться к проповеди в следующее воскресенье, потом надо сменить подгузник ребенку… это был какой-то водоворот… да вдобавок ко всему ты очень расстроен, и хотя прежде подобные проблемы уже возникали, но тогда это были случайные люди.
Я имел дело с другими протестантами, верившими в sola scriptura, приводившими стандартный набор оправданий для этого. Я также общался и с католиками, не верившими в sola scriptura, не имевшими серьезных причин сомневаться в своей вере, и все они были не очень сильными защитниками своих идей. Теперь же против меня был мой друг, человек, которого я уважал, которому доверял, очень умный, начитанный, и он задавал такие вопросы, на которые я просто не мог ответить. Я помню, как столкнулся с рядом таких аргументов, а в ответ я не мог ничего сказать.
Как раз в это время я изучал канон Священного Писания. И вот я, будучи англиканином, стал сильно сомневаться в каноне из 66 книг, поскольку изучал историю и текстологию и был достаточно искушен, чтобы верить, что Книга Премудрости – богодухновенна и книга Товита – богодухновенна, как и ряд других книг, входящих в католическую и православную Библию.
Один из популярных аргументов против sola scriptura следующий: «Где в Библии находится доктрина о каноне Священного Писания? Где в Библии говорится, что книга пророка Варуха не богодухновенная, а книга Эсфирь – является таковой?»
Знаете, девять книг Ветхого Завета – как минимум девять, а может, и более – нигде в Новом Завете не цитируются. И все эти девять книг, насколько я помню, входят в протестантскую Библию, а если добавить второканонические книги, то будет уже пятнадцать или двадцать. И в протестантской Библии есть книга Авдия, Песнь Песней Соломона, Экклезиаст, есть ряд книг Ветхого Завета, ни разу не процитированных в Новом Завете, так что нельзя использовать этот принцип для руководства.
И для самих протестантов sola scriptura не более чем традиция. Так что они свое предание противопоставляют более древнему православному
А что касается самого Нового Завета… нигде в Библии не сказано, что 2-е послание Петра является частью Писания, и про Откровение ничего не сказано. Так одной из проблем для меня стало то, что я осознал: даже сами протестанты не верят в sola scriptura. Обычно они говорят, что да, верят, но если вы спросите их: «Хорошо, но откуда вы знаете, что Писание включает 66 книг? Как вы узнаёте, что является Писанием, а что нет?», они не смогут дать вам подтверждение из Писания. Они всегда вынуждены прибегнуть к своей протестантской традиции. Так что в конце концов я понял: я не противопоставляю Предание Писанию. Я противопоставляю протестантское предание более древнему православному Преданию. И как только я это осознал, знаете, мне стало легче понять, какую сторону выбрать.
Марк Брэдшоу: Вот так Джозеф вышел из зоны протестантского комфорта и погрузился в темную ночь души. Многие новообращенные знают подобный период, когда все становится несколько шиворот-навыворот. И ты не знаешь, к чему это приведет. У некоторых тогда появляется искушение остановиться, вернуться назад, закрыть глаза, ведь все эти сомнения так некомфортны, – и их можно понять. Других эта ситуация подталкивает вперед. А есть те, кто желает все делать с рассуждением, и это весьма разумно – остановиться, подвести итоги, понять, что к чему. И кстати, именно так многие друзья Джозефа советовали ему поступить. Они говорили: «Взвесь все. Подумай. Не делай резких движений».
Но Джозеф продолжал идти дальше. И потому мой вопрос ему: что двигало вами, что не давало остановиться?
Я думал о детях – хотел, чтобы они шли за Христом и были в той Церкви, которую Он Сам основал
Отец Джозеф: Моей первейшей мотивацией были мои дети. Мне было неважно, что случится с общиной, буду ли я снова священнослужителем, – я заботился о моих детях. И это до сих пор моя первейшая забота: я желаю им спасения, чтобы они знали Христа, шли за Ним и были в той Церкви, которую Он Сам основал.
Мои друзья убеждали меня: «Хорошо, ты можешь думать, что тебе угодно, изучать, что тебе хочется, но все-таки притормози». Один из моих друзей, он был миссионером в Мексике, сказал мне: «Послушай, это нормально, если ты погодишь пять или десять лет и обдумаешь все это как следует». И если бы я был холостяком или мои дети уже стали взрослыми, я был бы согласен с ним. Но когда я смотрел на своих детей – у меня семеро детей, и им было тогда от двух до девяти, – я понимал: у меня нет десяти лет, чтобы все обдумать.
Если бы я ждал десять лет и обдумывал, то большая часть моих детей за это время повзрослели бы и мое влияние на них стало бы ограниченным.
Так моя любовь к детям двигала меня делать все – молиться, читать, часами штудировать книги, – лишь бы найти истину. Потому что, где бы ни была истина – в Православии, католичестве, протестантизме, где угодно, в какой угодно форме, но истина – это знать Христа, и я хотел, чтобы мои дети росли с этим, – в то время меня только это заботило.
Марк Брэдшоу: Исполнившись такой решимости, Джозеф двигался дальше. Он осознал, что sola scriptura – несостоятельный принцип, и уже не мог быть протестантом. Это перестало быть актуальным. Перед ним был выбор: римокатолицизм или Восточное Православие. Я немного знаком с его перепиской тех лет и потому знаю, что он склонялся к католицизму и все больше подходил к мысли стать католиком. Да, там было много такого, что восхищало: богатая история, апостольская преемственность, епископское управление, почитание святых, крещение детей.
Но было и то, что никак не радовало. Причащение детей стало делом давно минувших дней: современные католики не практиковали его. Но намного более важным – основным учением, которое и отделило Католическую церковь от Восточной Православной Церкви, – было папство, Римский понтифик.
И это действительно явилось решающим моментом в выборе между католицизмом и Православием. Если человек решает для себя, что католическая идея роли епископа Рима в жизни Церкви – истинна, то на все остальные вопросы находятся ответы. Если же нет, то они решаются в совершенно другой плоскости.
Отец Джозеф: Да, я прочел почти всех апологетов католицизма и еще множество апологий Православия, но решающим моментом стало чтение книги Майкла Уелтона «Папы и патриархи». Она мне открыла глаза, поскольку одним из общих для Православия и католицизма постулатов является признание семи Вселенских Соборов. И что мне особенно понравилось в этой книге, так это то, как чрезвычайно пристально рассматривается папа Римский через призму Вселенских Соборов. И он определенно видится как фигура, наделенная большой властью. Даже я бы сказал: как первый среди равных. И как мы знаем, участники Халкидонского Собора, прочитав послание папы Льва, буквально восклицали: «Святой Павел говорил устами папы Льва!» Да, он, безусловно, почитался и в то же время, вне сомнения, не считался епископом всех епископов. Он не рассматривался как персона, обладающая вселенской юрисдикцией.
Вот примеры: папа не был даже приглашен на II Вселенский Собор, и на Халкидонском Соборе, прежде чем принять его томос, отцы некоторое время рассматривали его на предмет возможной ереси. А что сейчас? Вы можете представить, что, например, папа Бенедикт приносит свой томос на «Третий Ватиканский собор» и все участники неделями изучают его на предмет соответствия католическому учению? Да такое трудно даже помыслить!
Далее. Вспомним V Вселенский Собор – второй собор в Константинополе. В этот период папа Вигилий был очень настойчив в определенных воззрениях, и епископы V Вселенского Собора отлучили от общения папу. Не думаю, что такое возможно, если следовать современному богословию Римской католической церкви.
Было полезно обратиться к истории Соборов, чтобы понять, кто такой Римский епископ
Так что было чрезвычайно полезно читать эту книгу, обращаться к Соборам и истории папства и приходить к пониманию, что Церковь I тысячелетия не придерживалась мнения, будто епископ Рима имеет высшее место, и что он не имел такого авторитета, как принято в современной Католической церкви.
В общем, я прочитал эту книгу. И она стала для меня последним переломным моментом, подвигнувшим меня к Православной Церкви, а не к Католической. Так завершилось мое грандиозное путешествие. Я прошел через протестантские деноминации: некоторое время был в Церкви Библии, посещал Вестминстерскую семинарию; какое-то время учился в Англиканской семинарии; меня рукоположили в англиканского священника. Но в конце концов я осознал, что должен сделать еще один шаг и присоединиться к древней Церкви. И после месяцев исследований, тысяч прочитанных страниц, молитв, я пришел к убеждению: древняя Церковь – это не Римская, а Православная Церковь.
На этом этапе моего пути стало очевидным, что мне пора посетить православный храм.
Знаете, мне кажется, это был весьма необычный путь. Я бы не пожелал кому-нибудь еще пройти подобной дорогой, особенно сейчас, когда я имею возможность участвовать в Литургии. А у меня не было никакого понятия о величии Литургии в то время. Я знал, что ищу древнюю Церковь, и я нашел ее в книгах, я читал, читал, читал… Так сложилось, что в пору моего взросления рядом не оказалось ни одного православного храма. И когда наконец я нашел Православную Церковь через книги, выяснилось, что ближайший православный храм в часе и пятнадцати минутах езды от маленького городка в 1100 жителей, в котором я тогда жил. Я не встречался с Православием на протяжении многих лет, а когда заинтересовался им, оказалось, что мне надо проделать к нему приличный путь. А тогда для меня было не так просто ездить по храмам, я ведь был пастором, готовился к проповедям по воскресеньям, и нам – мне и общине – еще предстояло достичь определенного доверия по этому вопросу, чтобы я смог себе позволить сказать моим пасомым: «Знаете, в следующее воскресенье я не буду говорить проповедь. Нам всем предстоит часовая поездка в православный храм».
Марк Брэдшоу: Тут мне хотелось бы вернуться немного назад, потому что есть еще кое-кто, о ком мы не упомянули. Процесс обращения в Православие нелегок и для одинокого человека, а Джозеф не одинок, у него семья – жена и дети, и его супруга тоже оказалась в этом странствии. Когда вы связаны узами брака с человеком, мир которого переворачивается, то ваш мир переворачивается тоже. Джозеф, а как ваша жена реагировала на все это?
Отец Джозеф: Да, это были несколько таких бурных месяцев, в течение которых я, прежде крепкий, стойкий кальвинистский протестант, а затем протестант-англиканин, оказался неуверенным в правильности своего пути, осознал, что истина – либо в католичестве, либо в Православии, и наконец стал православным христианином. Все это время моя супруга Эми очень переживала, ведь мы долго жили в уверенности, что если отвергнуть sola scriptura, если отвергнуть оправдание только верой и еще несколько таких захватывающих протестантских фраз, то будет предана вера и подпадешь под анафему. Мы были членами ряда конгрегаций, которые считали, что все католики хорошо маскируют свои рога. А что православные прячут, мы вообще не представляли, так как даже не знали о том, что они существуют. Моя жена из-за всего этого сильно переживала, да и я, откровенно говоря, тоже.
Однажды я даже попросил ее позвонить нашему бывшему пастору из Техаса, баптисту кальвинисту, чтобы просто посоветоваться с ним. Я сказал тогда ей: «Я совершенно серьезно считаю, что делаю правильный выбор. Я от всей души надеюсь, что этот выбор верен, но, если я не прав, я не хочу тащить тебя в ад».
Так что я просил ее позвонить и выслушать мнение третьей стороны. Поговорить с нашим старым пастором и обсудить с ним положение вещей, выслушать, что он скажет. И еще я очень четко обозначил, что не стремлюсь ее обратить в католичество или Православие – куда бы я ни пошел; я не хотел, чтобы она пошла просто потому, что я туда иду. Я ей сказал, чтобы она прочла те книги, что я прочел, обдумала многие важные вопросы, над которыми я думал, задала бы свои собственные вопросы, провела свой собственный поиск, поскольку я понимал, что это действительно очень важно.
Это не так: «Хорошо, мы кем будем – назарянами или уэслианами?» И даже не так: «Мы кем будем – баптистами, пресвитерианами или англиканами?» Это было бы как перейти из одной команды в другую. Мы же были протестантами всю нашу жизнь, а теперь мы говорим: «Да, Писание богодухновенно, но и церковное Предание тоже. Да, мы верим, что должны молиться Богу, но надо и святых просить молиться за нас».
Так что это было великое дело. Я понял это, и, несмотря на то, что причинил всем столько неудобств тем, с какой скоростью поглощал книги, задавал вопросы и ставил все под сомнение, я, тем не менее, старался оставить всем достаточно свободы, чтобы пройти своей стезей. Да, я тянул всех, подталкивал и призывал. Я ушел вперед, и я тянул за собой по своим следам. Но я в то же время говорил: «Не делайте ничего только из-за того, что это сделал я». Эми могла прочитать эти книги. Могла задавать вопросы. Подумать обо всем. И она пришла к позиции, сходной с моей, весьма быстро. Я бы сказал, что она не слишком от меня отставала.
Для членов нашей общины путь был несколько более длинным. Например, для моего кузена Джереми и его жены. Мне нравится, как он рассказывает свою историю. И вот что случилось немного ранее нашего перехода в Православие. Тогда мы рассматривали различные доктрины. Мы исследовали канон Писания и некоторые другие вещи, которые, как я вижу в ретроспективе, по Промыслу Божию привели нас к Православию. Но тогда я этого не понимал. И вот, как я узнал потом, однажды Джереми и его жена Криста сидели и обсуждали дела общины: что они из одного конца страны переехали в другой, чтобы помочь организации церковной жизни, а теперь обсуждают разные доктрины, которые мы изучали, и разные книги Библии, которые мы рассматривали, и что как много изменилось с тех пор, когда они были пресвитерианами, а до этого назарянами. И Криста сказала: «По крайней мере мы никогда не будем молиться Деве Марии». А Джереми ответил: «Никогда не говори: “Никогда”». Она сделала большие глаза, посмотрела на него и воскликнула: «Что ты имеешь в виду?!» И он проговорил: «Речь не о том, что я хочу молиться Марии. Я не хочу. Но о многом из того, что мы делаем сейчас, а именно: о крещении детей, причащении детей, церковных облачениях, свечах… о многом, что мы используем сейчас, у нас бы прежде и мысли не было. Так что если Бог нас так ведет, то пусть и будет, что Ему угодно».
Сейчас это кажется забавным, потому что мы теперь православные и у всех есть иконы Богородицы дома.
С другими людьми нашей церкви я был предельно честен. «Проповедуя с кафедры, я буду говорить о том, что считаю истиной. Но это не значит, что только потому, что я говорю с кафедры, вы должны быть согласны со мной».
Я вдохновлял их самих читать. Я вдохновлял их спрашивать кого угодно и что угодно, и если они увидят и почувствуют, что я в чем-то неправ, я приглашал обсуждать это со мной. И меня не печалили их возражения, не печалили дискуссии. Я приветствовал их, потому что, по правде говоря, сам был в состоянии движения в то время и, вероятно, был в чем-то неправ, и мне хотелось, чтобы они меня поправили. Думаю, это было полезно. Они знали, что я не требовал единодушия от них и слов: «Да, сэр».
Все происходило в довольно быстром темпе, что причиняло и неудобства. Но я дал достаточно возможностей задавать вопросы, самим исследовать, не соглашаться со мной, оспаривать разные вещи. И хотя много раз не все получалось гладко, я очень благодарен Богу за то, что именно в нашей общине все остались с нами. Никто не ушел.
Это был долгий путь… И вот наступил момент, когда стало очевидным: я должен посетить православный храм.
Православная Литургия – это служба будто из книги Откровения. Так я и сейчас говорю людям
Это было чудесно. Я помню нашу первую Божественную Литургию. Это был приход Покрова Божией Матери в Роялтоне, Иллинойс. Храм принадлежит к Православной Церкви в Америке, и тогда там служил отец Ник Финли. Я сразу полюбил эту службу, хотя в то же время был и смущен, в замешательстве. Я не знал, что именно происходит, но мне понравилось все, что там было. Когда служба закончилась, отец Ник спросил меня: «Так что вы думаете?» – и я сказал: «Выглядит так, будто это служба из книги Откровения». Так я и сейчас говорю людям.
Когда приходишь на службу – восточного обряда, западного, в Православную Церковь в Америке, в Антиохийскую, Греческую – в любую Православную Церковь, ты смотришь и видишь облачения, слышишь пение, псалмы, видишь каждение, чтение молитв, чувствуешь Божественное присутствие среди верных – все так, как мы читаем в книге Откровения, и ты видишь, как служба совершается на Небесах.
Марк Брэдшоу: Немного прошло времени после того посещения православной Литургии, как небольшая англиканская община в городе Омаха, Иллинойс, решила присоединиться к Православию и стала приходом Антиохийской Православной Церкви.

12 декабря 2016 г.