Страницы

Библия о почитании Пресвятой Богородицы.

   Что Пресвятую Деву Марию должно почитать Богородицею, видим из следующего:

Ис. 7:14. «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Ср.: Мф. 1:23.»

Лк. 1:35. «Ангел сказал Ей (Марии) в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.»

Лк. 1:43. «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?»
   Из нижеприведенного Слова Божия видно, что Она пребывала Девою до рождения от Нее Сына Божия и в самом рождении:

Лк. 1:30. «И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;»

Лк. 1:31. «и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.»

Лк. 1:32. «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давила. отца Его;»

Лк. 1:33. «и будет царствовать над домом Иакова о веки, и Царству Его не будет конца.»

Лк. 1:34. «Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? (см. ст. 35.)»

Мф. 1:20. «Но когда он (Иосиф) помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого.»

Мф. 1:24. «Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,»

Мф. 1:25. «и не знал Ее. (Как) наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.»
   Верная обету девства («мужа не знаю»), Мария осталась Девою и по рождестве, по пророчеству:

Иез. 44:2. «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены.»
    Объяснение. Подобно тому, как Иисус Христос назвал Себя дверью, которою входят на небо (Ин. 10:9), так у пророка таинственно названа вратами Дева Мария, Которою, как чрез врата, Спаситель пришел на землю, после чего Она пребывала «заключенною», т. е. осталась по определению Божию Девою навсегда.
   Дева Мария Сама сказала ангелу, что Она мужа не знает (Лк. 1:34), и сказала это в то время, когда была обручена Иосифу:

Мф. 1:18. «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.»
   Поэтому об Иосифе нужно мыслить так, что он назывался мужем Ее не в собственном смысле супруга, плотского сожителя, а в смысле мужа хранителя.
   Сам Иисус Христос называет Деву Марию женою не в собственном смысле, равно как и ангелы называют женою Марию Магдалину в смысле обозначения пола, а не состояния в браке:

Ин. 19:26. «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой!»

Ин. 2:4. «Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой.»

Ин. 20:1. «В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба.»

Ин. 20:13. «И они (ангелы) говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.»

Ин. 20:15. «Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: Господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.»
   Отсюда видно, что упоминаемые в Евангелии братья Иисуса Христа не суть родные Ему по Матери: это или дети Клеопы и Марии, сестры Пресвятой Богородицы, значит двоюродные братья Спасителя; или же это дети Иосифа от первого его законного брака, а не Марии.
   Пресвятая Дева именуется Владычицей, Царицей Небесной, потому что Она Матерь Владыки и Царя Небесного:

Пс. 44:10. «Дочери царей между почетными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте. Ср.: Ин. 19:26.»
   Слово Божие говорит и о духовном величии Девы Марии:

Лк. 1:47. «И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,»

Лк. 1:48. «что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды,»

Лк. 1:49. «что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его.»
   Сам Иисус Христос первый дал пример почитать Деву Марию как Матерь Божию:

Лк. 2:51. «И Он (Иисус Христос) пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.»
    Объяснение: Иисус Христос в течение земной жизни оказывал, без сомнения, всячески почитание Пресвятой Деве, как Матери Своей; и даже в самую минуту предсмертную обнаружил особенную сыновнюю заботливость о Ней, поручив Ее попечению Иоанна Богослова (Ин. 19:26-27), а в лице его научил и всех остальных почитать Пресвятую Богородицу.
   Что Приснодеву Марию почитали и до рождения Спасителя, видно из следующего:

Лк. 1:41. «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,»

Лк. 1:42. «и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!»

Лк. 1:43. «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?»

Лк. 11:27. «Когда же Он (Иисус Христос) говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!»

Лк. 1:28. «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.»
   Молитвенное обращение словами: «Пресвятая Богородица, спаси нас» и ходатайство Ее пред Богом объясняется, например, следующим соображением:
   апостол Павел не был спасителем, а говорил о себе:
   «Для ясех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мерс некоторых» (1 Кор. 9:22); и Тимофею он писал: «Вникай в себя и я учение... ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4:16).
   Если апостолы могли спасать других, т. е. помогать их спасению, то не тем ли более может это делать Божия Матерь? В этом-то смысле мы и взываем к Ней:
    Пресвятая Богородице, спаси нас!

диакон Иоанн Смолин
Миссионерский путеводитель по Библии