мученик Николай Варжанский
Св. мощами называются тела угодников Божиих, не предавщиеся тлению, или даже оставшиеся от истлевших тел угодников Божиих кости их и другие останки. Святынею они являются потому, что остаются памяткой о дорогом для Христанства человеке, и потому, что Господь через св. мощи посылает Свои чудеса людям.
К останкам пророков и праведников всегда относились почтительно:
Благочестивый царь Иосия, уничтожая кости нечестивцев, не коснулся праха прор. Ахии: «Сказал Иосия: что это за памятник, который я вижу? И сказали ему жители города: это – могила человека Божия, который приходил из Иудеи и провозгласил о том, что ты делаешь над жертвенником Вефильским. И сказал он: оставьте его в покое; никто не трогай костей его. И сохранили кости его и кости пророка, который приходил из Самарии» (4Цар. 23, 17–18).
«Да будет память их во благословениях! Да процветут кости их от места своего, и имя их да перейдет к сынам их прославления» (Иис. Сир. 46, 13 15).
Матф. 23, 15. 29–36: Господь обличает украшение гробниц праведников.
Господь осуждал фарисеев не за то, что они украшали гробницы праведников, а за то, что они не чтили их, но убивали и гнали пророков, и мудрых, и книжников, как и отцы их. Точно также Он осуждал фарисеев не за то, что они обходят сушу и море, чтоб обратить хоть кого-либо, а за то, что, делая это доброе дело, затем не хотят поддерживать новообрашенного в праведной жизни, но делают его еще худшим.
Даже одежда и тень праведников была чудотворной:
Елисей «взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь Бог Илии, – Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей» (4Цар. 2, 14).
«выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» (Деян. 5, 15).
«На больных возлагали платки и опоясания с тела его (ап. Павла), и у них прекращались болезни» (Деян. 19, 12).
Мощи угодников творили чудеса:
«Умер Елисей, и похоронили его. И полчища моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4Цар. 13, 20–21).
О пророке Елисее читаем: «и по успении его пророчествовало тело его И при жизни совершал он чудеса и по смерти дивны были дела его». (Иис. Сир. 48, 14–15).
Никто из христиан не выкинет ни платков, ни опоясаний чудотворных. Все также почтительно и благоговейно относятся к чудотворным св. мощам.
Должно спрашивать сектантов: что вы за христиане, что вы отвергли св. мощи Апостолов Христовых и св. угодников Божиих, творящих доныне чудеса силою Божиею? Дайте ответ.
Разбор возражений сектантов
Сектанты говорят : Мощам пророка Моисея не поклонялись, потому что «никто не знает места погребения его даже до сего дня» (Втор. 34, 6), значит, не желает Бог этого поклонения.
Православный ответ : А зачем Бог сотворил чудо от мощей Елисея?! Если бы мощи (кости) его были безразличны, то не воскрес бы умерший. А могила Моисея неведома по причинам, Богу ведомым, а не потому, что мощи не нужны.
Сектанты говорят : 1Кор. 15, 50: «Плоть и кровь немогут наследовать Царствия Божия», значит, мощи не нужны.
Православный ответ : Никто из православных не доказывает, что мощи в их нынешнем виде предстанут во второе Воскресение. Нет, они изменятся, как изменятся и тела всех людей (1Фес. 4, 16; 1Кор. 15, 52) и будут подобны славному Телу Христову (Фил. 3, 21).
Сектанты говорят : об истреблении костей и разрушении могил иудеев-идолопоклонников (Иер. 8, 1–3) и говорят, что приказано уничтожать мощи.
Православный ответ : Не о костях праведников здесь говорится, но о беззаконниках «злого племени», а мощи и могилы праведников почитались в Ветхом Завете: 4Цар. 23, 1–18; Иис. Сир. 46, 13–15.