Завтра за богослужением будет читается зачало из послания святого Апостола Петра. В отрывке есть следующие слова: "И долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания" (2Пет.3:15-16).
Сотни раз не только от сектантов, но, к сожалению и от именуемых себя православными, приходилось слышать вольные интерпретации слов святого Апостола Павла. Причем, действительно, интерпретации сильно искажающие основы веры. Примеров есть много. Например, использование цитаты "для Иудеев я был как Иудей" (1Кор.9:20) приводят в оправдание не внешних действий и поведения, которые имел в виду Апостол, а в защиту использования ложных тем для проповеди. Слова "любовь все покрывает" используют, когда бояться говорить правду о погибели всех тех, кто вне Церкви, несмотря на другое место "любовь не противится истине". И так далее. Но, хотелось бы,чуть подробнее остановиться на трех моментах.
1.МОЖНО ЛИ ВКУШАТЬ ИДОЛОЖЕРТВЕННОЕ?
«Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого» (1Кор. 8:4).
Да, святой Павел учил не вкушать при условии соблазна брата (1Кор. 8:8-13), но, разрешал ли Апостол есть подобную пищу, если соблазна не предвидится? Что интересно, убеждённые в разрешении на вкушение идоложертвенного ссылаются только на 8 главу послания коринфянам, игнорируя то, что сказано в главе 10 и совсем ни прибегая к Преданию Церкви. Толкуя нравоучения об идоложертвенном Павла в первом послании к Коринфянам, святой Феофан разделяет их две части. Сначала Апостол делает упор на грех соблазна брата (8 глава), а затем уже сурово воспрещает вкушать идольскую пищу, указывая на грех осквернения ею (10 глава).
По словам толкователя, вкушая идоложертвенное, коринфяне «два греха совершали: соблазняли немощных и сами осквернялись, хоть не думали делать ни того, ни другого». Святой Златоуст, объясняя последовательность наставлений Апостола, поясняет: «Блаженный Апостол, желая исправить их, не вдруг употребляет слова обличения, ибо происходившее у них было следствием более неразумия, нежели развращения, и потому нужно было в начале употребить более увещание, нежели сильное и гневное обличение».
Приведём слова Апостола, которые редко вспоминаются теми, кто считает нормальным вкушение идольской пищи. «Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1 Кор. 10:19-21). Толкование Церковью этого отрывка не имеет двух смыслов: «Одними именами доказывает, что от идоложертвенного необходимо удерживаться» (блаженный Феофилакт Болгарский). Святитель Феофан, приводя слова Иоанна Златоуста, дополняет: «Это уже властное законоположение. «То говорил: рассудите сами, будто совет предлагая; а когда изложил им весь ход рассуждения и вывел из него, до какой опасности доходят вкушающие от жертв идольских, что даже на сторону врагов Божиих и своих переходят, – уже не дает места их рассуждению, а пишет определение: не смейте же более касаться этих бесовских жертв: не можете чашу ту бесовскую пить и трапезе той бесовской причащаться. Есть у вас своя чаша, чаша Господня, и своя трапеза, трапеза Господня. Их причащаясь, других не желайте. Строгое это законоположение изрек Апостол, дабы кто из упорнейших, видя, что он говорил все прежнее будто в виде совета: как разумным говорю, рассудите сами,– не ослушался и не счел себя в праве не делать так, как выходило из того рассуждения. Почему говорит: не можете… не можете. Одни эти выражения достаточны для вразумления» (святой Златоуст)». Вывод: по словам всех толкователей, Апостол воспрещает вкушение идоложертвенного, если это происходит намеренно (в независимости от того, соблазняется этим брат, или нет).
2. СУД НАД ЯЗЫЧНИКАМИ
"Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2:14-15). Сторонники лжеучения о том, что якобы спасутся неслышавшие о Христе, приводят эти слова в доказательство своей ложной теории. Святой Апостол Павел, наоборот, показывает, что язычники не смогут оправдаться незнанием Христа,так как есть закон, написанный на их сердцах и по нему они будут судимы. Выше Апостолом сказано: "Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся" (Рим.2:12). Ясно сказано, что не знавшие Закона погибнут, так как согрешили, а, ведь, как известно, нет ни одного согрешившего: «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3:23). "Язычники, говорит, не имея закона, согрешили, то есть не быв поучаемы законом, поэтому вне закона и погибнут, то есть легче будут наказаны" (блаженный Феофилакт Болгарский).
Другое место, на которое ссылаются желающие насильно спасти всех язычников: "Внешних же Бог судит" (1Кор.5:13). Тут достаточно привести толкование святителя Иоанна Златоуста: "Чтобы из слов его: «что мне судить и внешних?» – кто-нибудь не вывел заключения, что язычники останутся безнаказанными, он указывает им на другой суд – страшный".
Из этой же серии, применение цитаты, в которой говорится, что Бог "есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1Тим.4:10). Модернисты доходят до абсурдного вывода о чуть ли не всеобщем спасении. Хотя, нетрудно догадаться, что здесь речь идет совершенно о другом. К примеру, Закон Российской Федерации, он для всех россиян? Да, для всех. А значит ли это, что все его соблюдают? Значит ли это, что не соблюдающие его не будут наказаны? Христос пришел ля всех, но спасутся те, кто Его примут, а "а кто Его не принимает, тот погибает" (святитель Тихон Задонский).
3."СПАСЕТСЯ КАК БЫ ИЗ ОГНЯ..."
"А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня"(1Кор.3:15).
Это место многие понимают как рассказ о неком чистилище, пройдя которое, человек якобы будет спасен, но тут заложен иной смысл. "Спасется" в данном контексте означает не избавление от вечного огня, а то, что человек не исчезнет в небытие, но будет вечно мучиться, находясь в собственном теле. Толкование блж.Феофилакта: "Сам он не погибнет так, как его дела, не перейдет то есть в ничтожество, но спасется, то есть сохранится целым, чтобы гореть ему в огне". Святитель Иоанн Златоуст: "спасется, он выражает не что иное, как продолжение наказания, и как бы так говорит: сам же будет мучиться непрестанно". "А чье здание сгорит, тот потерпит вред, то есть мучение; ибо хотя воскресение воздвигнет его и оживит, так, однако, жалко он оживет, как бы чрез огонь (в огне)" (преподобный Ефрем Сирин). Несмотря на то, что большинство отцов толковали это место именно так, были и те, кто считал несколько иначе. Но, возможно, тут можно больше довериться свт.Иоанну Златоусту, которому Апостол Павел диктовал толкования своих посланий лично (что известно из жития святителя).