Страницы

четверг, 7 января 2021 г.

Мученик Уар НЕ вымаливает некрещеных!


 Иерей Георгий Максимов

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5f3fffbac8ce966b514f9e15/muchenik-uar-ne-vymalivaet-nekrescenyh-5f9d1f3649505f6811788a59

Завтра, 1 ноября по новому стилю, память мученика Уара. С 1990-х готов стали особенно широко распространятся ложные идеи о том, что будто бы этот мученик вымаливает из ада души некрещёных и вообще неправославных. Распространились также и соответствующие молитвы мученику Уару, а недавно стало известно о том, что в день его памяти в некоторых храмах служат панихиды, на которые берут записки с именами некрещеных или крещеных, но отпавших от Православия людей, при этом заявляя, что будто бы "это единственный раз в году, когда таких людей разрешается поминать на панихиде".

Но это ложь. Никакого такого разрешения нет. Сам данный культ и лежащие в его основе идеи - неправославные, противоречащие Священному Преданию Церкви. На самом деле они уже были опровергнуты многими пастырями, и осуждены со стороны Священноначалия.

Откуда же это все взялось? Давайте разберемся.

Данный вопрос подробно рассмотрел протоиерей Константин Буфеев в своей статье «О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных». В ней отец Константин пишет: «В последних изданиях богослужебных Миней под 19 октября приведены две службы мученику Уару — уставная и неуставная. Первая (на которую указывает Типикон) составлена вполне привычно и традиционно... Вторая же служба — о которой Типикон вовсе не упоминает — начинается с довольно нетрадиционного и претенциозного названия: «Ина служба, бденная, святому мученику Уару, емуже дана бысть благодать умолити за умершие Клеопатрины прародители, не сподобльшияся прияти святаго Крещения».


Мученик Уар (икона)

Следует определённо сказать, что в названии этой второй, неуставной службы содержится если не прямая ложь, то бездоказательное и необоснованное заявление: не имеется никаких свидетельств о том, что у блаженной Клеопатры (память в тот же день, 19 октября) сродники были некрещёные. Вполне вероятно, что благочестивая и ревностная христианская жена была воспитана верующими родителями-христианами. Житие св. Уара не даёт никаких оснований подозревать Клеопатриных близких в неверии и язычестве».

Эта неуставная служба не известна в других Поместных Церквах и не принадлежит к общецерковному литургическому преданию.

О недопустимости порождаемых данным текстом идей вполне определённо говорил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «У людей малоцерковных создаётся впечатление, что не обязательно принимать Святое Крещение или быть членом Церкви, достаточно лишь молиться мученику Уару. Такое отношение к почитанию святого мученика Уара недопустимо и противоречит нашему церковному вероучению».

Аналогичную озабоченность выражали многие пастыри. Например, игумен Сергий (Рыбко) говорил: «Относительно мученика Уара можно сказать следующее: «учение» о том, что он вымаливает некрещёных и они спасаются — это самая настоящая ересь!»

Откуда же взялась эта неуставная служба в некоторых изданиях миней? По сообщению архимандрита Рафаила (Карелина), эта служба была включена в минею митрополитом Никодимом (Ротовым) в 1970-х годах. Отец Рафаил предположил, что митрополит был и составителем самой службы. Об этом говорил и игумен Сергий (Рыбко).

Однако недавно вышло исследование редактора издательства Московской Патриархии иерея Иоана Нефёдова. Допуская, что митрополит Никодим мог участвовать в правке службы, отец Иоанн сообщает, что он никак не мог быть её автором.

Как оказалось, данная служба была создана в среде старообрядцев-беспоповцев. Именно у некоторых раскольников старообрядцев в новейшее время сформировалось почитание мученика Уара как якобы заступника за некрещёных. Сама служба по времени создания поздняя — она впервые встречается в рукописном сборнике XVIII-XIX веков, хранящемся в Библиотеке Академии Наук в Санкт-Петербурге (БАН, 21.10.6).

При этом «до XIX в. никаких специальных «функциональных» канонов [мученику Уару], а тем более бденных служб, ни в Канонниках, ни в Псалтирях с восследованием не обретается. Да и в печатных старообрядческих изданиях, наиболее известных и доступных, нет этого канона».

По сообщению о. Иоанна, в результате открывшейся информации и возникшей в церковном обществе дискуссии было принято решение убрать данную службу из текста миней, издающихся начиная с 2018 года.

Так что ошибка, благодаря которой возникло ложное почитание и неправославная практика, уже устранена. Однако сама практика, увы, по-прежнему остается. Кто-то из священников, возможно, это делает по невежеству, а кто-то ради прибыли, но, как бы то ни было, приходится напомнить, что все "панихиды о некрещеных", которые служатся 1 ноября в связи с мучеником Уаром, как осуществляемые в нарушение церковного порядка и противоречащие православному учению, не имеют никакой силы для помощи душам тех усопших, чьи имена на них поминаются. Гораздо лучше и действеннее будет если Вы прочитаете сами дома молитву преподобного Льва Оптинского, поскольку она, в отличие от упомянутого неканонического и неправославного культа, благословлена Оптинскими старцами и является частью Священного Предания Церкви.

А что касается панихиды, как и других церковных заупокойных служб, то на них поминаются только православные христиане. О том, почему - подробно рассказано в данном видео:

Как православным относиться к чудесам других религий?


Иерей Георгий Максимов:

Известно, что чудесные явления случаются не только в Православной Церкви. Колдуны, экстрасенсы и приверженцы других религий могут указать на различные знамения, предсказания и исцеления, совершаемые в их среде. Есть люди, которые, принимая всё сверхъестественное за божественное, считают эти чудеса доказательством якобы внутреннего единства всех религий, и того, что во всех религиях действует Бог, и все они ведут к Нему.

Но православные христиане знают, что иногда «сам сатана принимает вид Ангела света» (2Кор. 11:14), и что не все чудеса — от Бога, но бывают чудеса, совершаемые силой диавола. Это наглядно видно уже в описании состязания Моисея с египетскими чародеями (см.: Исх. 7:10−12), ещё больше говорится о чудесах, которые диавол совершит во время антихриста (см.: Откр. 13:11−14).


Египетские чародеи совершают чудеса перед фараоном и Моисееем

Чтобы понять это явление, нужно обратить внимание на то, что святые отцы говорили о бесовских чудесах. Прп. Иоанн Кассиан писал: «весьма часто люди, развращенные умом и противники веры. изгоняют демонов и творят великие чудеса, так что даже сила исцелений исходит иногда от недостойных и грешных. Исцеления такого рода бывают по обольщению и ухищрению демонов. Человек, преданный явным порокам, может производить иногда удивительные действа. Через это увлекаются к подражанию его порокам и нечестию и открывается пространный путь уничижения и поношения святости христианской религии».


Преподобный Иоанн Кассиан

Самую лёгкую добычу диавола составляют те люди, чьё сердце обращено к временному и земному. От религии они ищут только то, что имеет ценность в их практических нуждах, и бесовские чудеса во многом направлены на то, чтобы удовлетворить этот спрос.

Прозорливость. На людей большое впечатление производит явление прозорливости, когда, например, человек, которого они видят впервые в жизни, вдруг начинает рассказывать, что произошло в их жизни, или даже какие мысли у них в голове. Святые отцы описывали, как бесы могут это делать. «Приметил я, — пишет преподобный Иоанн Лествичник, — что бес тщеславия, внушив одному брату помыслы, в то же время открывает их другому, которого подстрекает объявить первому брату, что у него на сердце, и через то ублажает его как прозорливца». Нужно понимать, что диавол не может знать собственных мыслей человека, то есть, «читать» их, но он знает те мысли, которые сам внушает человеку, а также может по некоторым внешним признакам догадываться о том, к чему устремляются мысли человека в данный момент. Однако и этого оказывается достаточно, чтобы в глазах легковерных создать иллюзию «всеведения».

Что же касается полученного сверхъестественным образом знания о вещах, произошедших или происходящих где-либо, то об этом рассказывает история из Древнего Патерика. «Некоторые братия пошли к авве Антонию, рассказать ему о некоторых явлениях, которые они видели, и узнать от него — истинны ли они были или от демонов. С ними был осел, и он пал по дороге. Как только они пришли к старцу, он, предварив их, сказал: „Отчего это у вас на дороге пал осел?“ Братия спросили его: „Как ты узнал об этом, авва?“ — „Демоны показали мне“, — отвечал старец. Тогда братия говорят: „Мы об этом-то и пришли спросить: мы видим явления, и они часто бывают истинны, не заблуждаемся ли мы?“. Так старец на примере осла показал им, что они происходят от демонов».

Предсказания. Дьявол не знает будущего, поскольку, как и все остальные духи и бесы, является сопричастным тварной реальности, сам будучи тварным. Он живёт во времени, для него тоже есть прошлое, настоящее и будущее. Подлинное знание будущего доступно только Богу, Который один вне времени, и тому, кому Бог открывает нечто о будущем. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что «диавол ничего не знает по предведению», однако весьма старается создать иллюзию, будто бы знает будущее, и через предавшихся ему людей делает множество пророчеств и предсказаний.

Дьявол не знает, что и как случится на самом деле, но может делать прогнозы. И если прогнозы людей могут порой сбываются довольно точно, — например, врач может предсказать развитие болезни, — то неудивительно, если иногда сбываются и некоторые из бесовских прогнозов. Они обладают гораздо большим знанием о нашем мире и гораздо дольше наблюдают за людьми, чем любой человек-специалист. Но их «пророчества» — лишь предположения на основании прошлого опыта и знаний, а не подлинное знание будущего. Кроме того, бесовские прогнозы иногда сбываются потому, что бесы могут сами свои предсказания, насколько им Господь попускает, реализовывать.

Бесовские предсказания отличаются от предсказаний, которые изрекали святые по откровению от Бога, в двух пунктах. Во-первых, они, как и любые прогнозы, не могут быть стопроцентно точными, и исполняются лишь частично — некоторые гадания «сбываются», а некоторые — нет. Во-вторых, как и человеческие прогнозы, бесовские могут более-менее точно «попадать в цель» только если даются на сравнительно короткий срок. Но чем на более далёкое время приходится делать предположения, тем больше неизвестных вступает в дело, и тем труднее точно угадать исход событий. Поэтому языческие и оккультные гадатели либо не решаются говорить о событиях, которые произойдут столетия спустя; либо, если решаются, облекают свои предсказания в такие туманные и размытые описания, — как, например, Нострадамус, — что теряется всякая конкретика и тогда при желании можно подверстать под эти слова какие угодно события.


Нострадамус

В отличие от этого в Библии мы видим конкретные пророчества, детально сбывшиеся спустя столетия после того, как они были произнесены и записаны. Например, предсказание Христа о женщине, которая возлила благовоние на главу Иисуса: «истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26:13). Эти слова содержатся в манускрипте p64, датируемом II веком по Р.Х., когда христианство еще представляло гонимую и небольшую по численности группу. По человеческим меркам не было никакой гарантии даже того, что Писание христиан вообще сохранится, не говоря о том, чтобы быть проповеданным во всем мире. И, однако же, слово Христа сбылось в точности, причем уже много столетий спустя — когда были открыты все части света на Земле. И теперь Библия является самой распространенной книгой в мире, и везде, где в целом мире проповедано Евангелие, в нем содержится история о женщине с алавастровым сосудом. В Библии немало других столь же ясных примеров, например, предсказания о судьбе Вавилона (Ис. 13:19−22; Иер. 51:26), Тира (Иез. 26:14) и др. Особенно много точных пророчеств о пришествии Господа Иисуса Христа.

Исцеления. Согласно святым отцам, бесы не могут исцелить любую болезнь, не могут исцелять увечья, восстанавливать утраченные части тела. Они могут исцелять только те болезни, которые сами же наслали на человека. Святой Иустин Философ говорил, что демоны «подобны разбойникам, ибо как у тех в обычае ловить кого-нибудь живьем, брать в плен, а потом возвращать близким за выкуп, так и эти, якобы боги, напав на чьи-либо члены, а потом, заботясь о собственной славе, приказывают людям выйти принародно, на виду у всех, и когда насладятся восхвалениями, удаляются от недужных, прекращая болезнь, ими самими устроенную и возвращая людей в их прежнее состояние». Подобным образом объяснял бесовские исцеления и священномученик Киприан Карфагенский.

Святой Иустин Философ

Между тем перед тяжело или неизлечимо больным христианином нередко встаёт соблазн обратиться за излечением к «бабкам», экстрасенсам, гуру, заговорам, амулетам и ритуалам других религий. Против такого тягчайшего греха предупреждает Писание: «И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, — тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу?» (Ис. 8:19).

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Когда ты подвергнешься тяжкой болезни и многие будут понуждать тебя облегчить страдание: одни — заклинаниями, другие — амулетами, третьи — какими-либо другими чародейными средствами… а ты ради страха Божия мужественно и твердо перенесешь тяжесть болезни и предпочтешь лучше все потерпеть, нежели решиться сделать что-нибудь подобное, — это доставит тебе венец мученичества».


Святой Иоанн Златоуст

«Ты ищешь у демонов исцеления? Если демоны уже свиней загнали в море, когда Христос дозволил им войти в них; то пощадят ли человеческое тело?.. Это — насмешка и басни. Демоны умеют только строить козни и вредить, а не врачевать. Они не щадят души; неужели, скажи мне, пощадят тело?.. Неужели хочешь уврачевать тело, чтобы погубить душу? Не хороша твоя прибыль: просишь своего зложелателя об уврачевании тела, и раздражаешь Бога, сотворившего тело!.. Демоны не исцеляют. Если же иногда, по попущению Божию, и сделают они какое исцеление, как и люди; то такое попущение бывает для твоего испытания. чтобы ты научился не принимать от демонов и исцеления.

Пусть будем мы больны: лучше остаться больным, нежели, для освобождения от болезни, впасть в нечестие. Демон, если и уврачует, больше повредит, нежели принесет пользы. пусть демон тысячу раз обещает избавить тебя от постигших тебя зол: не склоняйся, не уступай. решись лучше перенести болезнь, нежели потерять веру и спасение своей души. Бог часто попускает тебе впасть в болезнь не потому, чтобы Он оставил тебя, но с тем, чтобы более прославить тебя».

По замечанию священника Даниила Сысоева, многие годы занимавшегося реабилитацией людей, пострадавших от обращения к различным колдунам, если и бывает некий эффект «исцеления» от обращения к бесам, то он продолжается только до того момента, пока «исцелившийся» не привлечёт своим примером ещё кого-либо на тот же путь. После этого болезнь возвращается или происходят другие негативные последствия. Например, известны случаи, когда мать обращалась к экстрасенсу для исцеления сына, и тот выздоравливал, но вскоре впадал в необъяснимую депрессию и кончал жизнь самоубийством. Известны случаи, когда после одной выздоровленной болезни у человека появлялось несколько новых, более серьёзных. Нередко после обращения за помощью к колдунам человек становился одержимым бесом, но во многих случаях никакого исцеления вовсе не происходило, и человек, не получая даже призрачной пользы, брал на душу смертный грех.

Знамения и нетление. На легковерных людей также производят впечатление различные знамения, и сверхъественные явления. О них говорил старец Паисий Святогорец: «Есть разница между чудесами нашей веры и чудесами других вероисповеданий. И ходжа совершает чудеса различными магическими способами. Он добивается, чтобы видели свет, в то время как мы, когда диавол показывает нам свет и посылает сияние, показываем ему спину… Мы ищем чуда от Бога и не общаемся с диаволом».


Преподобный Паисий Святогорец

Православными людьми очень почитаются нетленные мощи святых угодников. Сохранность их тел воспринимается как дар Божий и знак святости, но при этом мощи тех святых, тела которых не имеют нетления, почитаются ничуть не меньше. Но факт необычной сохранности тела встречается и у неправославных. Например, в индийском штате Гоа тысячи туристов из России каждый год видят в католическом храме сохранившиеся останки католического миссионера Франциска Ксавьера, в России стало известно о сохранности останков буддистского ламы Итэгелова.

Конечно, если даже люди могут обеспечивать нетление тел умерших, как мы видим на примере египетских мумий и мумифицированных тел коммунистических вождей, то и для бесов в этом нет ничего невозможного. К тому же не всегда нетление означает святость — например, по афонской традиции, где кости монахов складывают в монастырскую костницу, если тело монаха несколько лет остаётся неразложившимся, то это признак того, что человек имеет нераскаянный грех и нуждается в сугубых молитвах.

Итак, у православных христиан почитаются не вообще все неистлевшие останки, а только те, которые принадлежали святым подвижникам, исповедовавшим истинную веру и жизнью показавшим верность заповедям Христовым. Нетление мощей, если оно происходит с телами святых, то от Бога как знак награды, если с телами явных грешников, то может быть от Бога как знак наказания, а если с телами еретиков, то может быть и от бесов ради укрепления в людях данной ереси и смущения православных.

Поэтому, подводя итог, можно сказать, что при оценке чудес, следует смотреть не только на факт их наличия, но и на то, исповедует ли совершающий их человек истинное знание о Боге — веру православную, и живёт ли в соответствии с этой верой. Сам Господь предупреждает: «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: „пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им“, — то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей» (Втор. 13:1−3).

Конечно, бесовские чудеса совершаются не только среди неправославных. Диавол, чтобы смутить верующих, нередко пытается отвлечь их от Бога разнообразными чудесами, которые совершаются при них или даже через них. Поэтому следует руководствоваться повелением Господа смотреть на плоды, ибо «не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф. 7:18). И если мы слышим про некое чудо, или даже сами испытываем его в своей жизни, то нужно разобрать, какое следствие было из этого чуда — при-вело ли оно нас к Богу, к покаянию, сделало ли нас духовно лучше, или привело к охлаждению, к гордости, к падению, раздорам и прочим грехам.

Иными словами, если мы привыкнем смотреть на Бога больше, чем на любое чудо, и желать Его больше, чем любых чудес, то не ошибёмся в отношении того, чем пытается прельстить нас диавол.


Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5f3fffbac8ce966b514f9e15/kak-otnositsia-k-chudesam-drugih-religii-5f744c55cdcd496427738aad

Антирелигиозная азбука

 

Про любимый аргумент атеистов


Среди многих доводов и аргументов, предлагаемых атеистами против религии чаще всего встречается указание на грехи (подлинные или мнимые), совершенные церковнослужителями или какими-либо верующими. Попы на мерседесах, яхта патриарха, костры инквизиции, крестовые походы и так далее. Наверняка вы встречали подобное. Пожалуй, это можно назвать одним из столпов атеистической пропаганды.

Распространенность данного приема или аргумента тем удивительнее, что он не выдерживает никакой критики. Давайте разберемся, почему.

Итак, атеист предполагает, что я, верующий человек, должен перестать быть верующим и стать атеистом, - то есть, принять его мировоззрение, - если узнаю о том, что какая-то гадость была совершена каким-то верующим человеком.

Но возникает вопрос: а разве среди атеистов нет людей, которые совершают аналогичные гадости? Есть, и немало. А значит, руководствуясь той же логикой, верующие могут вернуть этот аргумент самим атеистам.

Мол, ты вот считаешь себя атеистом, а разве не знаешь, что атеисты делали в истории, да и в современности? Почитай, что вытворяли «адские колонны» Тюрро в Вандее, что делали во время «войны кристерос» в Мексике, какие преступления против верующих совершались в Советском Союзе, Камбодже, Албании и в других странах или территориях, где атеизм становился правящей идеологией. Да и не только там можно найти примеры атеистов-злодеев. Не стыдно тебе оставаться атеистом после всего этого? Давай, бегом в церковь! :-)

Разумеется, атеисты не сочтут этот аргумент сколь-либо убедительным для себя самих, но при этом считают, что он должен быть очень убедительным для верующих. Налицо логическая ошибка, известная как «двойные стандарты».

Если возвращаешь этот аргумент атеистам и начинаешь указывать чудовищные преступления безбожников прошлого, то нередко в ответ слышится: «это были неправильные атеисты, у которых был неправильный атеизм», и потому, дескать, ответственность за эти преступления не должна распространяться на того атеиста, с которым мы разговариваем. Что самое забавное, эту же логику он не применяет к верующим, хотя что мешает сказать точно так же, например, что данный согрешивший христианин не был настоящим христианином?

Но нет – когда атеисты говорят про верующих, то по их мнению не просто все христиане, а вообще все верующие всех религий должны нести коллективную ответственность за всё, что где-то когда-то какой-то верующий сделал. А вот атеисты такую ответственность нести за то, что когда-то сделали атеисты не должны. Снова двойные стандарты.

Но это далеко не единственная проблема данного аргумента.

На самом деле он имел бы право на существование только в одном случае. Если бы в христианстве было учение о непогрешимости всех христиан или непогрешимости всех священников. Тогда атеисты могли бы справедливо приводить свои излюбленные примеры как доказательства несостоятельности этого учения.

Однако в христианстве такого учения нет. Более того, есть прямые предупреждения о том, что не только могут, но есть и будут недостойные люди, в том числе и среди священнослужителей, и среди людей, которые занимают в Церкви те или иные посты. И в это не где-то сказано в каких-то потаенных или малоизвестных источниках. Это прямо говорится в самой главной книге христиан - Библии.

Вот, например апостол Павел говорит: «Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20:29-30) То есть апостол здесь прямо говорит, что не только могут быть, но и точно будут в Церкви люди недостойные, которые при этом будут занимать посты пастырей, и будут на самом деле "волками хищными" (Мф.7:15).

Говорится об этом не только в Священном Писании, но и Священном Предании. Православный христианин, когда открывает творения святых отцов или жития святых, обязательно сталкивается с этой темой.

Приведу один пример – творения преподобного Исидора Пелусиота. Преподобный Исидор обличал многократно грехи современного ему духовенства, его епархии, к которой он относился – города Пелузий. И вот можно упомянуть его письма епископу Евсевию: сначала увещевательные, чтобы он не рукополагал недостойных людей, а потом и обличительные – за то, что их рукоположил. Преподобный Исидор сначала просил, чтобы епископ не рукополагал Зосиму, весьма недостойного человека. Однако Евсевий рукоположил в священный сан Зосиму, а затем рукоположил другого недостойного человека по имени Марон. И вот что пишет святой Исидор епископу Евсевию: «Прекрасно изучил ты псаломское слово и собрал «единомысленныя в дом Господень», к Зосиме присовокупив и Марона, приложив, как думаю, все старание, чтобы вне алтаря не оставалось ничего негодного. Посему знай, что умножая число Симонов, думающих за деньги приобрести Божия Духа, приобрёл ты себе общее с этим предателем вместилище [то есть участь в аду - и. Г. М.]».

А вот что преподобный писал священнику Зосиме: «Велики, как говорят, грехи юности твоей. Да и как не быть великими, грехов же старости твоей невозможно и превзойти, ибо в старости затмить собою юношей, сделавшихся известными распутством, это превышает всякую меру непристойности. Посему отлучи, отлучи себя от Божественного жертвенника, чтобы на главу твою не пала молния».

А вот как он описывает результаты пребывания епископа Евсевия на кафедре: «Священство стало продажным, в Церкви явилось самоуправство. Люди честные осуждались на изгнание, а те, которые не должны были бы и ступать и на порог церковный, заслуживали одобрения, и им вверялись Божественные и неизреченные Таинства. А также расхищали они церковные деньги и тратили в угоду собственному любочестию, и осмеливающимся стоять за добродетель мстили даже до крови».

То есть, как видим, наличие недостойных людей среди священнослужителей – это не какая-то тайна за семью печатями, а то, что прямо описано в Священном Писании и Священном Предании Православной Церкви.

И в свете данного факта любые приводимые атеистами примеры являются не более чем частными подтверждениями этой истины, известной из церковных книг. Каким же образом это может опровергать православную веру, или уж тем более быть аргументом для того, чтобы сменить мировоззрение верующего человека на мировоззрение атеиста, когда среди атеистов полно людей с такими же грехами?

Где логика в этом рассуждении?

Но это еще не все.

Скажите, разве не было злодеев среди врачей? Были, немало страшных вещей совершалось людьми из сферы медицины. И об этом хорошо известно, достаточно вспомнить доктора Йозефа Менгеле. Означает ли это, что нам надо отказаться от медицины? Нет, никто не делает такого вывода.

А разве мало было преступников среди учёных? Отнюдь немало. Можно вспомнить биолога Сиро Исии, например, да и многих других. Но никто из этого не делает вывод о том, что наука не нужна.

Или, допустим, среди учителей разве не было недостойных людей, которые совершали ужасные преступления? Были, конечно. Чикатило был школьным учителем. Но никто на основании этого не отрицает необходимость образования.

Однако почему-то если среди духовенства находятся недостойные примеры, то наши атеистические собеседники убеждены, что это более чем достаточное основание отрицать и священство и религию в принципе. Где здесь логика? Где последовательность суждений?

Нигде, это алогичные аргументы, которые хорошо бьют по эмоциям, но совершенно беспомощны при спокойном беспристрастном анализе.

Как справедливо заметил один из христианских авторов: «Разве существование или несуществование Творца вселенной как-то зависит от того, на какой марке машины ездит кто-то из священников? Если он ездит на мерседесе, то Бога нет, а если бы ездил на ладе, то Бог был бы, так, что ли? Серьезно?»

Здесь мы имеем дело с еще одной логической ошибкой, которая называется «argumentum ad hominem» (аргумент к человеку). Это когда в качестве опровержения того, что говорит человек, переходят на личность самого говорящего. То же самое делают и атеисты, пытаясь опровергнуть веру в Бога указанием на недостойные поступки некоторых верующих. Да, недостойные поступки есть, и это верующие никогда не скрывали, но как из этого может следовать вывод о ложности религиозных взглядов?

Не знаю даже, можно ли назвать подобное аргументами, скорее это трюки, на которые могут повестись только люди с не очень развитым логическим мышлением, либо очень невнимательные, либо невежественные, не знающие элементарных вещей о собственной вере.

Про любимый аргумент атеистов

В церковных книгах Церковь называется «врачебницей», то есть больницей. И здесь, в Церкви, мы все в той или иной степени духовно больны, имеем те или иные проблемы с грехом. И как в любой больнице не все поступившие выздоравливают, так и в Церкви: кто-то не хочет лечиться, кто-то имитирует лечение, у кого-то происходит рецидив болезни и ничего удивительного в этом нет.

Любовь атеистов к вышеупомянутому трюку (или аргументу, если кому так больше нравится) приводит к тому, что антицерковные сайты зачастую переполнены разной грязью про верующих, смакованием выдуманных или реальных историй об их грехах. И когда человек «посидит» на таком сайте, впитает в себя весь этот концентрат мерзких историй, то душа от этого приходит в омрачение, в какое-то омерзение.

И у человека может сложиться впечатление, что «там все в Церкви такие!»

Но это неправда.

Всегда в Церкви было множество достойных людей. И грехи, которые совершаются недостойными, не отменяют достоинства настоящих пастырей и настоящих христиан, которые всегда были и всегда будут в Православной Церкви.

Как говорится, о горе судят по вершине, поэтому и о том или ином мировоззрении нужно выносить суждение, когда видишь наилучших, а не наихудших его представителей. Наихудшие представители примерно везде одинаковые.

=====

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5f3fffbac8ce966b514f9e15/pro-liubimyi-argument-ateistov-5f7b25b648a2900c437965af


Другие статьи с разбором утверждений атеистов:

Неподъемный камень атеистов

Если Бог добрый, откуда в мире зло?

Про религию и власть