Страницы

пятница, 19 октября 2018 г.

Стала ли ПЦУ канонической Церковью?



Иерей Георгий Максимов:

Я сейчас на миссии и довольно сильно загружен, однако, хотелось бы кратко прокомментировать очередные новости из Константинополя, Патриарх Варфоломей заявил, что две раскольничьи структуры УПЦ КП и УАПЦ признаны каноническими.
Действительно ли это так? Нет, это не так! Потому что беззаконие беззаконием не исправляется, если к одному беззаконию прибавить другое беззаконие, то первое беззаконие не станет законным, произойдет просто умножение этого беззакония. И собственно говоря, это и произошло. Как эти структуры были раскольническими, так они и остались раскольническими.
Подробнее об этом можно посмотреть подборки экспертов, опубликованные на Православие.ру.
Особенно я рекомендую обратить внимание на материалы Александра Леонидовича Дворкина, он там все показал с цитатами, ссылками, коротко и по сути, не вижу смысла зачитывать или повторять, оставлю ссылку в описании к моему видео.
Для тех мох подписчиков, кто является чадом Украинской Православной Церкви, состоящей в единстве с Русской Православной Церкви, скажу просто - не смущайтесь! Так уже было в начале 20-ого века.
Так в начале 20-ого века Константинопольский Патриархат признал раскольников «обновленцев» и много лет признавал, но, несмотря на это обновленцы остались раскольниками, их таинства не признавались Церковью. И приняты они в Церковь в итоге были как раскольники, т.е. только через покаяние. Очень больно от того, что вот это беззаконие, которое произошло, откликнется новыми тяжелыми временами для людей канонической православной Церкви. Напомню здесь слова Господа нашего Иисуса Христа: «В мире скорбны будете, но дерзайте, ибо Я победил мир» (Ин.: 13;33).
Есть декларация, а есть реальная жизнь. Церковь раскольническая – это как фонарь без батарейки. Если кто-то скажет, да нет, это хороший фонарь, нормально работает, от этих слов фонарь не обретет чудесным образом батарейки внутри себя. Внешне этот предмет будет иметь форму фонаря, но функцию свою он выполнять не может потому, что внутри он пуст.
Есть несколько видов расколов, и я записывал видео относительно расколов зилотского типа. Но есть и расколы филетического типа, в частности вот те самые расколы в общение с которыми вошел Константинопольской Патриарх. Это как раз таки расколы такого типа.
Я в свое время много общался с представителями таких вот расколов, и не только украинских расколов, но так называемой македонской православной церкви и так называемой черногорской православной церкви.
В основе всех этих расколов лежит большая ложь, а именно то, что церковь существует как служанка государства у данного конкретного государства и в этом ее основное назначение.
Т.е. быть инструментом данного конкретного государства в ее влиянии на данный конкретный народ, проживающий на территории этого государства. Люди светские так, в общем-то, Церковь и воспринимают, однако же люди православные знают, что такой взгляд – это серьезное искажение учения о Церкви. Церковь не может быть служанкой какого-либо государства или даже народа. Государства возникают и исчезают, народы уходят и приходят на исторической сцене, а Церковь остается.
Главное назначение Церкви – это соединять человека с Богом. Как один из Афонских старцев сказал, Церковь – это фабрика по производству святых. Может быть – этот пример немного грубоват, но он помогает понять, в чем главное предназначение Церкви. Она должна возводить людей от земли на небо, вырывать людей от тленного и приобщать к вечному, а не возвращать человека все к тем же временным земным вещам, к все той же политике, в которую человек может быть запросто погружен и без Церкви.
Если Церковь теряет свое главное предназначение ради того, чтобы стать просто инструментом политической борьбы или политических действий, то она становится вот тем самым фонарем без батарейки, фонарем который не может светить. И вот именно такое не церковное отношение является одним из краеугольных краев филетических раскольничьих движений.
У многих светских и околоцерковных людей распространено мнение, что вот якобы Русская Церковь она тоже лишь служанка интересов государства. Но для того, чтобы показать, что это не так достаточно задаться таким вот вопросом:
Можете ли Вы указать хотя бы одно высказывание Патриарха Кирилла или Священного Синода, который бы выражал мысль, что вот как хорошо, что Крым снова стал частью России. Хотя бы одно, можете указать?
Или другой пример, не смотря на все, что происходило в отношения между Россией и Грузией, не смотря на признание Российского государства Южной Осетии и Абхазии, Русская Православная Церковь по-прежнему воспринимает Южную Осетию и Абхазию, как каноническую территорию Грузинской Православной Церкви.
Вот эти два простых примера показывают, что Русская Православная Церковь действует именно как Церковь! А не просто как еще один политический департамент Российского государства.
А как действуют раскольники, допустим на Украине, как действует по отношению к власти тот же самый Филарет Денисенко. Демонстрирует ли он такую же независимость от государства, какую демонстрирует Митрополит Онуфрий, например. Блаженнейший Митрополит Онуфрий никогда нигде не высказывался, например, такими словами как «да здравствует русский мир», «Крым Российский» и так далее. Он просто остается свободным от националистического угара и той извращенной экклезиологии, если это вообще можно назвать экклезиологией. Свободным от извращенного понимания о том - что есть Церковь. Но всем этим извращенным насквозь пропитаны раскольнические структуры.
Я вот здесь поделюсь с Вами словами отца Дании Сысоева, которые я слышал от него лично. Он говорил о том, что Украинская Церковь не готова для автокефалии, именно из-за разгула национализма в Украинском обществе. Пребывание Украинской Православной Церкви в составе Русской Православной Церкви, являлось с его точки зрения прививкой от национализма. И отец Даниил как известно был против любого национализма и речь, еще раз подчеркну, не просто про любовь к своему народу, а про ненависть к остальным народам, и про отношение к христианству, как к служанке данного народа. И не только это касается Украины, это касается в принципе расколов данного типа в других странах.
Поделюсь для примера одним моим наблюдением за ситуацией в Македонии. Я много раз бывал в этой замечательной стране, и общался там с разными представителями вот этой раскольнической так называемой македонской православной церкви, которая откололась от Сербской Православной Церкви. Дело в том, что там тоже есть каноническая Православная Церковь в Македонии, и вот ей Сербский Патриарх предоставил такой порядок, что там только предстоятель этой Церкви, только он поминает на службе Патриарха Сербского, остальные и епископы и священники на службе поминают только своего предстоятеля - а Патриарха Сербского не поминают.
И вот когда я общался с такими вот оголтелыми приверженцами раскольнической церкви, которые говорили «мы хотим автокефальную церковь». «Вот когда у нас будет автокефальная церковь, вот тогда действительно наш народ станет независимым» и т.д.
И мне было интересно, если действительно Македонская православная церковь станет автокефальной, сейчас мы не говорим про какие-то очередные беззакония, потому что Константинополь собирается и там беззаконие устроить. Но предположим, что все, законным и каноническим образом получили они автокефалию, так в рамках этой автокефалии тот же самый предстоятель вот этой македонской православной церкви во время литургии будет поминать опять же  Сербского Патриарха в диптихах при перечислении предстоятелей. Помимо других, он будет поминать и Сербского Патриарха. Правильно? Так в чем же здесь принципиальное отличие, если в любом случае речь идет о том, что Ваш предстоятель будет поминать Сербского Патриарха, только в одном случае он будет поминать вот в этом месте (и это означает все - ужас, унижение, сербское рабство и т.п.), а в другом случае он будет его поминать в другом месте на той же самой литургии, то это уже свобода, народная состоятельность и т.д. Так что ли?
Честно скажу, мне кажется, такая точка зрения иррациональной, особенно, если осознать, что вот именно из-за этого - в каком месте поминать Сербского Патриарха, устраивается раскол на многие десятилетия!
Но конечно, с точки зрения тех, кто находится внутри данного раскола, для них это нормально, потому что причина, по которой они там она сама по себе иррациональна. Эта причина очень простая – это ненависть! В случае с так называемой македонской православной церкви – это ненависть к сербам, в случае с украинскими расколами – это ненависть к русским. Но ненависть для христианина не может быть основанием для выбора той Церкви, в которой он находится или в которой он хочет быть. Когда человек руководствуется ненавистью в своих решениях, то это уже значит, что он не христианин. У него и нет ни какой связи с Богом. У Апостола Иоанна замечательно написано: «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (Ин.: 4; 20)
Христианское отношение очень простое, македонцы должны любить сербов, сербы должны любить македонцев. Украинцы должны любить русских, русские должны любить украинцев. Я в данном случае говорю про тех, кто считает себя христианами. Про людей светских или атеистов или еще кого-нибудь я не говорю. Но если ты себя называешь христианином, тем более православным христианином, то ты должен из своего сердца удалять ненависть и привносить в него любовь, это же прописные истины христианства.
Но те, кто находится в этих расколах, они будут спорить, они будут отстаивать свое право ненавидеть. Так, что другим краеугольным столпом вот этих филетических расколов, является ненависть.
Это правда, что не все люди, которые находятся в этих расколах, заражены ненавистью или находятся только по причине их ненависти. Есть и значительная группа людей, которым просто все равно, которые просто ходят  в ближайшую церковь и то, что они находятся в этой церкви – это просто следствие их равнодушия к вопросам - что такое церковь, где истинная церковь, чему учит церковь и т.д. Условно говоря, таким людям нужно просто ставить свечки. Какая бы церковь рядом с ними не была, они ходили бы в нее. Есть и такая группа людей, среди тех, кто находится в филетических расколах. Но как невозможно спастись человеку, который заражен ненавистью и действует по ненависти, так и невозможно спастись и тому, кто в принципе равнодушен к делам веры и свою религиозную жизнь ограничивает эпизодическим участием в тех или иных церковных обрядах. Поэтому ни для первой, ни для второй из упомянутых мною групп ничего принципиально не изменилось, от вот тех решений, которые приняли члены синода Константинопольской Церкви. Потому что те духовные проблемы, которые сделали этих людей раскольниками, они никуда не исчезли!
Так что еще раз повторю, назвать фонарь работающим – это еще не то же самое, что сделать его таковым.

А всем украинским братьям и сестрам искренне желаю помощи Божьей и не унывать, как бы тяжело не было. Церковь переживала много гонений и много гонителей, которые куда уж покруче были нынешних, переживет и это гонение и выйдет победительницей и Вы будите победителями и получите нетленный венец в Царствии Божьем.


Эксперты о скандальных решениях Константинопольского Патриархата:




пятница, 5 октября 2018 г.

Ответ сектантам о молитвах за умерших.

мученик Николай Варжанский

Живущие здесь на земле и умершие близки друг другу, так как соединены под Главою-Христом:
Бог положил «все небесное и земное соединить под Главою Христом» (Ефес. 1, 10).
Между живущими и умершими нет разницы:
«Никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем-ли – для Господа живем; умираем-ли – для Господа умираем. И потому, живем-ли или умираем, всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми» (Рим. 14, 7–9).
Все должны любить друг друга, а любовь выражается прежде всего и главнейше в молитве:
«Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время... о всех святых», т.е. о христианах.
Молиться должно и о мертвых, потому что у Бога все равны:
«Бог не есть Бог мертвых, но живых; ибо у Него всеживы» (Лук. 20, 38).
Все нуждаются в милости Божией, и милость получить можно, ибо:
Христос есть умилостивление за грехи наши, и «не только за наши, но и всего мира». Христу и молимся об умерших (1Иоан. 2, 2).
«Должно всегда молиться и не унывать» (Лук. 18, 1).
«если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут, то чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Иоан. 15, 7).
Христос может облегчить участь живущих в загробном мире грешных христиан:
«дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Матф. 28,18).
Молитвы за умерших были в Ветхом Завете:
После войны «на другой день бывшие с Иудой пошли, как требует долг, перенести тела падших... И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвященный иамнийским идолам вещи, что закон запрещал иудеям... И обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех... Сделав же сбор по числу мужей, он (Иуда Маккавей) послал в Иерусалим, чтобы принести жертвы за грех». Он поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении. Ибо, если бы он не надеялся, что падшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться за мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая благочестивая мысль! – посему принес за умерших умилостивительную жертвударазрешатся от греха(2Мак. 12, 39–45).
Прор. Варух молился: «Господи Вседержителю, Боже Израиля!... Не вспоминай неправд отцов наших» (Вар. 3, 4–5).
«Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умерщего не лишай милости» (Иис. Сир. 7. 36).
«Я не ел (от десятины, посвященной Богу) в печали моей... и не давал из нее для мертвого... (Втор. 26, 14).
Молитва за умерших в Новом Завете:
«Да даст Господь милость дому Онисифора», «да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день» (2Тим. 1, 16–18).
Грехи могут прощаться и в загробном мире:
«если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матф. 12, 32). Значит, другие грехи могут прощаться в будущем веке.
Вопросы сектантам: любите-ли умерших братьев? Если да, то в чем ваша любовь? Кроме молитвы, она ни в чем не проявится. Если не молитесь, то любовь ваша прекратилась, не так, как любовь христианская, не перестающаяся (1Кор. 13, 8).

Разбор возраженин сектантов


Сектанты говорят: напрасно молиться за умерших, так как в загробном мире нет перехода из ада в Рай, как сказал Спаситель в притче о богатом и Лазаре (Лук. 16, 19–31).
Православный ответ: Верно, перехода из ада в Рай не было, доколи Христос не победил ада (Откр. 1, 18) и не вывел из ада души с верою ожидавших его, как сказано об этом: 1Петр. 3, 18–20; 4, 6; Ефес. 4, 8–10. С этого часа возможно облегчение участи умерших.
Истинный смысл притчи тот, что, если и мертвый воскреснет, противники Христовы не поверят Господу. Так и случилось, когда воскрес Лазарь.
Сектанты говорят: «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него» (Псал. 48, 8).
Православный ответ: Здесь говорится про избавление от смерти телесной, что сколько ни старайся, а всякий человек должен умереть. Это объясняют дальнейшие стихи, которых не желают вычитывать сектанты: Псал. 48, 9–10. Если же понимать, что не должно молиться за умерших, тогда нужно признать, что и за живых нельзя молиться, однако, за живых и сектанты молятся.
Сектанты говорят: Рим. 8, 1: Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу: мы веруем, что не будем судимы и молитвы нам не нужны.
Православный ответ: Кто верит, тот не будет судиться за безв-ерие, но должен дать отчет во всяком деле, а «все мы много согрешаем» (Иак. 3, 2). Для совершенствования и нужна молитва.
Сектанты говорят: Рим. 6, 7: «умерший освободился от греха» – ему и молитвы не нужны.
Православный ответ: Умерший не может пьянствовать и блудить, но отвечать за свои грехи будет (Откр. 14, 13), посему и молитва нужна для благодатного освобождения от старых пороков и озлоблений.
Вопросом о молитвах за умерших заканчивается общее изложение христианского мировоззрения, предлагаемого в противовес извращенному мировоззрению сектантов, погрешивших против догмата Церкви Божией. Все другие вопросы сектантского мудрования являются частными вопросами, имеющими то, или другое отношение к изложенному уже и рассматривать их следует, хотя и в связи со всем мировоззрением христианским, но как вопросы частные. Их мы предлагаем без особой системы, а по м-ере необходимости и возможности изложить их. Таковы вопросы, поднятые адвентизмом и толстовщиной.

О Церкви Небесной


Земная Церковь, состоящая из истинных исповедников Христовых и Небесная Церковь, состоящая из Божией Матери, св. Ангелов, прославленных угодников Божиих и в православной вере скончавшихся христиан соединены под Главою Христом. Между земною и небесною Церковью самая тесная связь.

Об отношении к св. Ангелам и угодникам Божиим: воспоминании, прославлении их и призывании в молитвах

Небесные исповедники Христовы объединены с земными:
Бог «положил все небесное и земное соединить под главою Христом» (Ефес. 1, 10).
Они участвуют в нашей жизни:
«Сказываю вам, что на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии... Там, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лук. 15, 7. 10).
Про Ангелов и их служении людям говорится: «не все-ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр. 1-, 14).
Мы близки к небесным исповедникам:
«Сограждане святым и свои Богу» (Ефес. 2, 19).
«Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и к тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр. 12, 22–23).
Как должно относиться к Ангелам к угодникам Божиим
Воспоминать и подражать им:
Необходимо подражать незлобию Архангела Михаила, спорившего с диаволом (Иуд. 9).
«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7).
Ап. Павел воспоминает ветхозаветных праведников, которым должно подражать (Евр. 11 гл.).
«В пример злострадания и долготерпения возмите, братия мои, пророков» (Иак. 5, 10).
Угодников должно прославлять:
Господь сказал: «Я прославлю прославляющих Меня» (1Цар. 2, 30).
Восхваляются все величайшие праведники ветхозаветные (Иис. Сир. 44–50глл.).
«Тела их погребены в мире, и имена их живут в роды. Народы будут рассказывать о их мудрости, а Церковь будет возвышать их хвалу» (Иис. Сир. 44, 13–14).
«И имя их да перейдет к сынам их в прославлении их!» (Иис. Сир. 46, 15).
Христос передал славу Свою угодникам:
«Отче, – молился Христос, – славу, которую Ты дал Мне. Я дам им» (Иоан. 17, 22).
Праведников почитает даже Бог Отец:
«кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Иоан. 12, 26).
Угодников прославляют люди:
«мы ублажаем тех, которые терпели» (Иак. 5, 11).
«народ прославлял их» (Деян. 5, 13).
Апостолам воздавали славу, как Христу, или Ангелам: Апостолов еще при жизни прославляли:
«Вы, – пишет ап. Павел Галатам, – приняли меня, как ангела Божия, как Христа Иисуса. Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне» (Гал. 4, 14–15).
Ангелов всегда прославляли люди.
Ап. Павел восхваляя Стефана, Фортунати и Ахаина, говорит: «почитайте таковых» (1Кор. 16, 18).
Поклонение Ангелам:
Лот поклонился Ангелам (Быт. 19, 1).
Валаам поклонился Ангелу (Числ. 22, 31).
Иисус Навин поклонился Ангелу (Иис. Нав. 5, 14. 15).
Прав. Маной поклонился Ангелу (Суд. 13, 20).
Прор. Даниил, павши на лице свое, поклонился Ангелу (Дан. 10, 9. 15).
Поклонение угодникам:
Ученики поклонились Елисею (4Цар. 2, 15). Христос дал славу Свою угодникам: если Христу положено поклоняться, то и угодникам (Иоан. 17, 22).
Страж темничный – Павлу и Силе (Деян. 16, 29).
Поклонение преселившимся угодникам:
Саул поклонился Самуилу (1Цар. 28, 14).

Просьба молитвы

Апостолы заповедовали взаимную молитву, просили молиться за них, и сами молились за всех христиан:
«молитесь друг за друга» (Иак. 5, 16).
«молитесь о нас» (1Фес. 5, 25, ср. Кол. 4, 3).
«не перестаем молиться о вас» (Кол. 1, 9).
Значение молитвы угодников Божиих:
«много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на земле три года и шесть месяцев; и опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 16, 18).
«Очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их» (1Петр. 3, 12).
Господь простил Авимелеха только за молитву Авраама (Быт. 20, 7. 17).
За собеседников Иова мог помолиться только многострадальный Иов: «пойдите к рабу Моему Иову, и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас»... (Иов. 42, 8).
Если угодники могут молиться за других в настоящей жизни, то они могут молиться и в загробной, потому что любовь их не может прекратиться:
«любовь никогда не перестает» (1Кор. 13, 8).
«Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лук, 20, 38).
Небесная Церковь знает живых:
Спаситель сказал о детях: «что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Матф. 18,10Лук. 15, 7. 10).
Ангел молился об Иерусалиме: «Господи, Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет? Тогда в ответ Ангелу, говорившему со мною, изрек Господь слова благие, слова утешительные» (Зах. 1, 12).
Когда прор. Даниил молился Ангелу, тогда Ангел ходатайствовал пред Богом за иудеев и сказал Даниилу: «слова твои услышаны» (Дан. 10, 12–13).
Ангел помогал семейству Товии, и говорил: «когда молился ты и невестка твоя Сарра, я возносил память молитвы вашей пред Святого» (Тов. 12, 12).
Угодники могут ходатайствовать пред Богом:
«Праотец твой согрешил, и ходатаи твои отступили от Меня» (Ис. 43, 27).
«сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лицо Мое Моисей и Самуил, душа Моя не преклонится к народу сему; отгони их от лица Моего» (Иер. 15, 1).
Угодники и Ангелы Божии, действительно, ходатайствуют пред Богом о живущих на земле:
Иуда видел видение: «видение же его было такое: он видел Онию, бывшаго первосвященника, мужа честного и доброго. почтенного видом, кроткого нравом, приятного в речах, издетства ревностно усвоившого все, что касалось добродетели, – видел, что он, простирая руки, молится за весь народ Иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: это – братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий» (2Мак. 15, 12–15).
Ангел предстательствует с христианскими молитвами: «и пришел иной Ангел и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он, с молитвами всех святых, возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откр. 8, 3–4).
«Двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полныя фимиама, которые суть молитвы святых» (Откр. 5, 8).
Души убиенных молятся о мести (Откр. 6, 9. 11).
Угодники знают наши нужды:
Прор. Елисей и его слуга Гиезий (4Цар. 5, 26).
Прор. Елисей и царь Сирийский (4Цар. 6, 12).
Прор. Ахия и жена Иеровоама (3Цар. 14, 4. 9).
Ап. Петр знает, что на душе Анании и Сапфиры (Деян. 5, 3–4).
Прор. Самуил знает все о Сауле (1Цар. 28, 14).
Авраам увидел день Спасителя и возрадовался (Иоан. 8, 56).
24 старца знают, о чем молиться за святых (Откр. 5, 8).
Ангелы знают о людях все (Дан. 10, 12–13Тов. 12, 12Матф. 18, 10).
Господь дает милость ради праведных:
«ради Давида» (3Цар. 11, 11–15).
Поэтому и молится: «вспомни Авраама» (Исх. 32, 13).
Само собой понятно, что если люди, живущие на земле, молятся друг за друга, то они не теряют этой возможности и в загробном Мире, что и доказано от Писания. Сектанты отвергают всякую связь Церкви земной с небесной, посему не прославляют Ангелов и угодников Божиих, не просят их молитв о себе, потому что в бесовской гордости считают себя безгрешными и спасенными уже. Посему и должно спрашивать сектантов: что за церковь у вас, что не «соединена» она с небесным собранием Христовым? Где вычитали вы себе право отвергать угодников Божиих, их прославление и молитвы?

Разбор возражений сектантов


Сектанты говорят: Не нужно ходатаев небесных, «ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, Человек Христос Иисус» (1Тим. 2, 5).
Православный ответ: В той же главе, несколько стихов выше, говорится, что нужны взаимные ходатайства друг за друга (1Тим. 2, 1–2), и в 2Кор. 1, 11 говорится о «ходатайстве многих»; также Ис. 43, 27Иер. 15, 1Откр. 5, 8; 8, 3–4 -говорит о ходатайстве пред Богом за других.
Значит, сектантам не нужны ничьи молитвы, а в том же послании не так говорится: (1Иоан. 5, 16).
Сектанты говорят: 1Иоан. 2, 12: нам посему и не нужны молитвы угодников.
Православный ответ: Православные надеются не на угодников, а на Господа, Который милостивей к угодникам, чем к нам, грешным: 1Петр. 3, 21.
Сектанты говорят: Иер. 17, 5: «проклят человек, который надеется на человека». Мы поэтому и не надеемся на угодников.
Православный ответ: Мы не делаем «плоть своею опорою» и «сердце наше» не удаляется от Господа чрез угодников, а приближается к Нему.
Сектанты говорят: Нельзя кланяться угодникам, потому что ап. Петр не позволил, чтобы Корнилий ему поклонился: (Деян. 10, 26).
Православный ответ: Ап. Петр потому не позволил поклониться, что Корнилий, как язычник, принял апостола за Бога, как было с апп. Павлом и Варнавою, когда им даже жертвы хотели приносить (Деян. 14, 11–15). Но если кланялись Апостолам, как служителям Божиим, тогда они не возражали: Деян. 16. 29 – Павлу и Силе темничный страж.
Сектанты говорят: Откр. 19, 10; 22, 8–9: Ангел не позволил, чтобы ап. Иоанн поклонился ему: значит, нельзя кланяться Ангелам и угодникам.
Православный ответ: Ангел не допустил ап. Иоанна, чтобы он поклонился ему, потому что здесь был престол Божий, и Господу здесь следовало поклониться. Если, например, стоит царь и генерал, и кто, пришедши, будет почтение воздавать генералу, а не присутствующему здесь царю, – конечно, скажут такому, чтобы царя, а не генерала почтил, хотя в другом случае нужно и генерала почитать. Ангелам и угодникам должно поклоняться: Быт. 19, 1; Иис. Нав. 5, 14–15Дан. 10, 9. 154Цар. 2, 15Деян. 16, 29.
Сектанты говорят: Мы боимся и не допускаем прославления праведников, чтобы не впасть в идолопоклонство.
Православный ответ: Псал. 52, 6: «делающие беззаконие... там убоятся они страха, где нет страха». Так и сектанты, но мы отличаем славу Божию от прославления и почитания угодников. Иис. Сир. 44–49 главы; Евр. 11 гл.; Евр. 13, 7–8.
Сектанты говорят: Господу Богу поклоняйся и Ему одному служи: Матф. 4, 10; ср. Исх. 20, 3–5.
Православный ответ: Царь не возбраняет получать почести своим подчиненным, но только бы не стремились занять место царя: мы угодниками Царя Небеснаго не отменяем, а что славим угодников, то это им даровал Сам Спаситель – Иоан. 17, 22.
Сектанты говорят: Кол. 2, 18: Никто да не обольщает нас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безразсудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы.
Православный ответ: У нас не самовольное служение ангелов, но по воле Божией (Евр. 1, 14Деян. 5, 19; 12, 7–11). Второе, в приводимом тексте не говорится о служении Ангелам, а о служении Ангелов, о чем учили еретики гностики, отвергавшие Главу-Христа.