мученик Николай Варжанский
Живущие здесь на земле и умершие близки друг другу, так как соединены под Главою-Христом:
Бог положил «все небесное и земное соединить под Главою Христом» (Ефес. 1, 10).
Между живущими и умершими нет разницы:
«Никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем-ли – для Господа живем; умираем-ли – для Господа умираем. И потому, живем-ли или умираем, всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми» (Рим. 14, 7–9).
Все должны любить друг друга, а любовь выражается прежде всего и главнейше в молитве:
«Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время... о всех святых», т.е. о христианах.
Молиться должно и о мертвых, потому что у Бога все равны:
«Бог не есть Бог мертвых, но живых; ибо у Него всеживы» (Лук. 20, 38).
Все нуждаются в милости Божией, и милость получить можно, ибо:
Христос есть умилостивление за грехи наши, и «не только за наши, но и всего мира». Христу и молимся об умерших (1Иоан. 2, 2).
«Должно всегда молиться и не унывать» (Лук. 18, 1).
«если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут, то чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Иоан. 15, 7).
Христос может облегчить участь живущих в загробном мире грешных христиан:
«дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Матф. 28,18).
Молитвы за умерших были в Ветхом Завете:
После войны «на другой день бывшие с Иудой пошли, как требует долг, перенести тела падших... И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвященный иамнийским идолам вещи, что закон запрещал иудеям... И обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех... Сделав же сбор по числу мужей, он (Иуда Маккавей) послал в Иерусалим, чтобы принести жертвы за грех». Он поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении. Ибо, если бы он не надеялся, что падшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться за мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая благочестивая мысль! – посему принес за умерших умилостивительную жертву, даразрешатся от греха(2Мак. 12, 39–45).
Прор. Варух молился: «Господи Вседержителю, Боже Израиля!... Не вспоминай неправд отцов наших» (Вар. 3, 4–5).
«Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умерщего не лишай милости» (Иис. Сир. 7. 36).
«Я не ел (от десятины, посвященной Богу) в печали моей... и не давал из нее для мертвого... (Втор. 26, 14).
Молитва за умерших в Новом Завете:
«Да даст Господь милость дому Онисифора», «да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день» (2Тим. 1, 16–18).
Грехи могут прощаться и в загробном мире:
«если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матф. 12, 32). Значит, другие грехи могут прощаться в будущем веке.
Вопросы сектантам: любите-ли умерших братьев? Если да, то в чем ваша любовь? Кроме молитвы, она ни в чем не проявится. Если не молитесь, то любовь ваша прекратилась, не так, как любовь христианская, не перестающаяся (1Кор. 13, 8).
Разбор возраженин сектантов
Сектанты говорят: напрасно молиться за умерших, так как в загробном мире нет перехода из ада в Рай, как сказал Спаситель в притче о богатом и Лазаре (Лук. 16, 19–31).
Православный ответ: Верно, перехода из ада в Рай не было, доколи Христос не победил ада (Откр. 1, 18) и не вывел из ада души с верою ожидавших его, как сказано об этом: 1Петр. 3, 18–20; 4, 6; Ефес. 4, 8–10. С этого часа возможно облегчение участи умерших.
Истинный смысл притчи тот, что, если и мертвый воскреснет, противники Христовы не поверят Господу. Так и случилось, когда воскрес Лазарь.
Сектанты говорят: «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него» (Псал. 48, 8).
Православный ответ: Здесь говорится про избавление от смерти телесной, что сколько ни старайся, а всякий человек должен умереть. Это объясняют дальнейшие стихи, которых не желают вычитывать сектанты: Псал. 48, 9–10. Если же понимать, что не должно молиться за умерших, тогда нужно признать, что и за живых нельзя молиться, однако, за живых и сектанты молятся.
Сектанты говорят: Рим. 8, 1: Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу: мы веруем, что не будем судимы и молитвы нам не нужны.
Православный ответ: Кто верит, тот не будет судиться за безв-ерие, но должен дать отчет во всяком деле, а «все мы много согрешаем» (Иак. 3, 2). Для совершенствования и нужна молитва.
Сектанты говорят: Рим. 6, 7: «умерший освободился от греха» – ему и молитвы не нужны.
Православный ответ: Умерший не может пьянствовать и блудить, но отвечать за свои грехи будет (Откр. 14, 13), посему и молитва нужна для благодатного освобождения от старых пороков и озлоблений.
Вопросом о молитвах за умерших заканчивается общее изложение христианского мировоззрения, предлагаемого в противовес извращенному мировоззрению сектантов, погрешивших против догмата Церкви Божией. Все другие вопросы сектантского мудрования являются частными вопросами, имеющими то, или другое отношение к изложенному уже и рассматривать их следует, хотя и в связи со всем мировоззрением христианским, но как вопросы частные. Их мы предлагаем без особой системы, а по м-ере необходимости и возможности изложить их. Таковы вопросы, поднятые адвентизмом и толстовщиной.