Страницы

пятница, 5 октября 2018 г.

О св. Кресте Христовом

Мученик Николай Варжанский

Пророчества о Кресте:
Псалмопевец Давид молился Господу: «даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины, чтобы избавились возлюбленные Твои» (Псал. 59, 6).
«Благословенно дерево, через которое бывает правда!» (Прем. Сол. 14, 7),
«Отрасль (т.е. Христос)... поднимает знамя язычникам» (Ис. 11, 12).
«Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих» (Ис. 60, 13).
«Я дам им знак и соберу их» (Зах. 10, 8).
Прообразы Креста Христова:
Как кровяной знак на дверях домов избавил от смерти первенцев еврейских, так крест, обагренный Кровью Христовой, избавляет христиан от адской погибели (Исх. 12, 713).
Моисей крестовидным поднятием рук победил амаликитян, так и Христос, распростерши руки на кресте, победил диавола: «когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои одолевал Амалик». В память этого «устроил Моисей жертвенник, и нарек ему имя: Яхве Нисси», что значит «Господь знамя мое»; жертвенник этот тоже прообразовал крест (Исх. 17, 11–15).
«Сказал Господь Моисею: сделай себе змия и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив». Знамя со змием прообразовало Христа (Иоан. 3, 14): это Сам Спаситель говорил (Числ. 21, 8–9).
До пришествия Христова крест был позорнейшим орудием казни. Христос пострадал, как предсказано о Нем (Деян. 3, 18), на кресте умер и воскрес и этим спас нас. Крест, таким образом, явился средством нашего спасения.
Крест – есть орудие примирения с Богом:
Христос уверовавших в Него иудеев и язычников благоволил «в одном теле (Церкви Его) примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем» (Ефес. 2, 16).
Бог положил, «чтобы посредством Его (Христа) примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, Кровию креста Его, и земное, и небесное» (Колос. 1, 20).
Крест – оружие и знамя победы Христа над диаволом:
Христос «истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту, отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Колос. 2, 14).
Христос положил «смертью (на кресте) лишить силы имеющего державу смерти, то есть, диавола» (Евр. 2, 14).
Крест – орудие уничижение за нас и прославления Христа:
Христос «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякаго имени» (Филип. 2, 8–9).
Крест является знамением Христа:
Пред пришествием Христовым «явится знамение Сына Че-ловеческого на небе» (Матф. 24, 30).
Проповедь Христианства была проповедью о Распятом на кресте:
«Я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятаго» (1Кор. 2, 2).
Проповедь о кресте, который считался позором, отвращала людей:
Мы проповедуем Христа распятого. для иудеев соблазн, а для еллинов безумие»... (1Кор. 1, 23).
Но Апостолы хвалятся презираемым крестом:
Ап. Павел боится, «чтобы не упразднить креста Христова, ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых – сила Божия» (1Кор. 1, 17. 18).
«Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, Которым для меня мир распят и я для мира» (Галат. 6, 14).
Крест Христов является новозаветным жертвенником и великой новозаветной святыней .
Ветхозаветный жертвенник был великой святыней:
«Господь приказал Моисею помазать священным миром жертвенник всесожжения и все принадлежности его», и сказал: «освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним освятится» (Исх. 30, 22–29 «ср. Лев. 8»).
Кровь жертвенника освящала все (Исх. 29, 21).
Крест Христов есть новозаветный жертвенник:
Христос «не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа; ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого» (Евр. 7, 27).
«Освящены мы единократным принесением Тела Иисуса Христа» (Евр. 10, 10).
«Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо» (1Петр. 2, 24).
Древо это, то есть, крест, и есть новозаветный жертвенник, которым мы освобождаемся от грехов.
Новозаветный жертвенник – Крест Христов – великая святыня:
Если ветхозаветный жертвенник, освященный елеем, был великой святыней, и если кровь ветхозаветного жертвенника освящала все, то неужели святая Кровь Христова не освятила Креста, на котором Спаситель принесся в жертву? Кровь Христова от ран гвоздинных обагрила Крест и освятила его.
Вещественная святыня может освящать:
«жертвенник, освящающий дар» (Матф. 23, 19).
«храм, освящающей золото» (Матф. 23, 17).
Через вещественную святыню Господь проявляет чудотворения:
Господь за незаконное отношение к ветхозаветной святыне убивал, карал людей: «Оза простер руку свою к ковчегу Божию и взялся за него... но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог» (2Цар. 6, 6). В Новом Завете при молитвенном возложении креста на мертвого, Бог воскресил его. Это единогласно свидетельствуют все древние историки христианские и отцы Церкви.
Ковчег, захваченный в плен филистимлянами, творил чудеса: разбил Божией силой идола Дагона и покарал народ наростами (1Цар. 5, 3–6).
Медный змей (на кресте) на знамени творил чудеса исцеления силою Божией.
За ропот евреев в пустыне Господь наслал на них ядовитых змей. Когда евреи покаялись, «сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя (как на хоругвь, похожую на крест), и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змий ужалил человека, он, взглянув на меднаго змея, оставался жив» (Числ. 21, 8–9).
Медный змей на знамени пророчествовал о распятии Христа на кресте:
Сам Христос сказал: «как Моисей вознес змия в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3, 11–15).
Если взиравший с верою на змия на знамени получал исцеление, то не тем-ли более получит исцеление всякий, взирающей на крест Христов с верою в Избавителя? Животворящая сила креста Христова, действителъно, воскресила мертвеца в первое крестовоздвижение.
Вещественную святыню должно чествовать, посему и с крестом Христовым должно обходиться как с предметом священным:
В Ветхом Завете к священным предметам относились благоговейно, тем более должно относиться благоговейно к новозаветному кресту.
Пророчество о почитании Креста:
«Слава Ливанова придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр (то есть, три дерева, из которых был сделан крест), чтобы украсить место святилища Моего, – и Я прославлю подножие ног Моих» (Ис. 60, 13).
«Благословенно дерево, через которое бывает правда!» (Прем. Сол. 14, 7).
Вещественной святыне праведники поклонялись, посему и кресту можно поклоняться:
«поклонюсь святому храму Твоему», говорит пророк Давид (Псал. 5, 8).
«поклоняюсь пред святым храмом Твоим» (Псал. 137, 2).
Моисей и Аарон перед скинией «пали на лица свои» (Числ. 20, 6).
Иисус Навин «пал лицом своим на землю перед ковчегом» (Иис. Нав. 7, 6).
Благочестивый Езекия «сказал Иуде и Иерусалиму: пред сим только жертвенником поклоняйтесь в Иерусалиме» (4Цар. 18, 22Ис. 36, 7).
В Ветхом Завете пророчествовалось о поклонении кресту:
«Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его» (Псал. 131, 7).
Ветхозаветное пророчество о поклонении кресту признавал и ап. Павел:
«Верою Иаков, умирая, благословил каждаго сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего» (Евр. 11, 21).
Иаков, значит, верил, что Господь избавит людей чрез крест, и пророчески поклонился кресту.
Крест Христов почитается христианами с первых дней Христианства. Христиане изображали святой крест в своих подземных храмах-катакомбах и эти изображения остались доныне. Ненавидели крест исключительно жиды и все христо-ненавистники. Сектантов должно спрашивать: зачем подражаете христоненавистникам и жидам, отвергая святой и животворящий крест Господень? Зачем подражаете диаволу ненавистью ко кресту Христову? Неужели не понимаете, что горько восплачете и возрыдаете, когда явится перед Вторым пришествием знамение Сына Человеческого, т.е. святой крест на небе?

Разбор возражений сектантов

Сектанты говорят: Где написано, что должно покланяться кресту и падать перед ним?
Православный ответ: Где написано, что должно кланяться и падать на землю перед ковчегом, скинией, храмом и вообще перед вещественной святыней? Где повелел Бог? – Однако, Моисей, Аарон, Давид и др. покланялись и не согрешили этим: Псал. 5, 8Псал. 137, 2Числ. 20, 6; Иис. Нав. 7, 64Цар. 18, 22. Непогрешают и христиане, подражающее сим древним пророкам, а также ап. Павлу (Деян. 24, 11), когда покланяются своей вещественной святыне – св. Кресту.
Сектанты говорят: Крест Христов осквернен грехами человеческими, потому что Спаситель пригвоздил грехи ко Кресту (Кол. 2, 14).
Православный ответ: Тогда и жертвенник, на котором приносились жертвы за грехи, должен быть нечист и презираем, но он – «святыня великая» (Исх. 30, 22–29). Тогда и Кровь Христа, омывшая грехи наши (Иоан. 1, 7Откр. 1, 5), – по сектантски, – нечиста, осквернена. Но, по Писанию, «сколь тягчайшему наказанию повинен будет тот, кто ... не почитает за святыню Кровь Завета, которой освящен (Евр. 10, 29). Тогда должно почитать оскверненным и Христа, Божия Агнца, Который взял на Себя грехи всего мира (Иоан. 1, 29). Но так могут говорить только безумные сектанты, а для нас крест есть оружие победы Христа над диаволом, жертвенник нашего освящения и «святыня великая».
Сектанты говорят: Крест – виселица, позорное орудие казни, ненавистное для христиан, как ненавистен для сына нож, зарезавний отца.
Православный ответ: Нигдев Писани крест не называется ни виселицей, ни орудием казни, ни ножом, но крестом.
Крест – позорен до Христа, а не после страданий Христовых, избавивших мир от гибели, когда крестом хвалятся Апостолы (Галат. 6, 14).
Нож и висилица лишают нас дорогого человека, крест же приблизил к нам Спасителя, пострадавшаго на кресте за грехи наши, воскресшего для нашего оправдания и посрамившего крестом диавола.
Сектанты говорят: Должно чтить Господа Христа, а не крест Его.
«Нужно верить не в крест, а в Распятаго на нем, как сказано: «чтобы верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3, 15) («Бапт.», 1909, №12, стр. 16)».
Православный ответ: Для того и крест чтим, чтобы постоянно помнить о Господе и прославлять Его за крестныя страдания не только в душах наших, но и в телах наших (1Кор. 6, 20).
В видимый крест Христов и верить нельзя, потому что верят только в невидимое, а крест Христа должно чтить, как чтили его всегда все христиане, а не презирать вместе с диаволом, жидами и сектантами.
Сектанты говорят: «Не Апостолы взяли с Голгофы крест к себе, а, наоборот, знаем, что царица Елена через 320 лет нашла этот крест опять на том же месте, где он был поставлен». Из Писания, в котором, «как в зеркале видна жизнь... Церкви... мы нигде не видим никакого почитания креста, значит, Апостолы его не чтили» («Бапт.», 9, №12, 16).
Православный ответ: Из Писания нельзя также узнать о жизни и смерти Апостолов и о царице Елене, а о том и другом возможно знать лишь из Предания, которое обличит сектантов в незнании и лжи. Апостолы не могли взять креста Господня, ибо были в гонении, а царица Елена, когда прибыла в Иерусалим, то крест Христов нашла не там, «где он был поставлен», а тщательно сокрытым и значит нельзя сказать, что Апостолы креста не чтили.
Сектанты говорят: «Никто не укажет нам, чтобы Апостолы совершали на Голгофу крестные ходы для «поклонения», или для выражения древу Креста какого-нибудь -почитания» (там же).
Православный ответ: Никто из сектантов не докажет, что Апостолы презирали так Крест, как сектанты; наоборот, думаем, что если «платки и опоясания с тела» ап. Павла прекращали болезни и изгоняли бесов (Деян. 19, 12), тем более мог творить сие Крест Господень, но беда в том, что Апостолы не имели возможности устраивать «крестные ходы», так как за самую принадлежность к Христианству казнили, то тем более не помиловали бы за «крестный ход». Вся же история Церкви свидетельствует о почитании Креста Христова.
Сектанты говорят: Если чтить Крест, то нужно чтить Иуду, Каиафу, первосвященников, так как они тоже были виновниками страданий Христа, как и Крест Его.
Православный ответ: Иуду-христопродавца не должно чтить потому, что он называется несчастнейшим (Матф. 25, 24), а первосвященников потому, что они именуются «беззаконными» (Деян. 2, 23).
Сектанты говорят: Крест – позорная вещь, потому что сказано: «проклят всякий, висящий на древе».
Православный ответ: Значит, по-сектантски, проклят Христос, так что Он есть висящий на Кресте. Действительно Христа проклинали за то, что Он был на Кресте и издевались над Ним, но Христос чрез Крест восторжествовал над диаволом, и освободил всех от плена его (Кол. 2, 14). посему Крест именуется благословенным древом, чрез которое бывает правда (Прем. Сол. 14, 7).
Сектанты говорят: Благочестивый царь Езекия «истребил медного змея, который был сделан Моисеем потому, что до самых тех дней сыны израилевы кадили ему и называли его Нехуштаном». Так и Крест нужно уничтожить, потому что ему кадят.
Православный ответ: Нехуштан, значит, медный Бог; так называли змея на знамени, и кланялись, и кадили ему, признавая его за Бога. Но Креста так никто не называет, не почитает за Бога, и что кадят ему, то и некогда ведь кадили пред ковчегом Откровеня (Исх. 40, 5) и пред лампадами (Исх. 30, 7) и это приказано Самим Богом.
Сектанты говорят: Крест Христов, почитаемый христианами – духовный Христов Крест, а не вещественный.
Православный ответ: Кол. 1, 20: «умиротворив чрез Него (Христа) Крови Креста Его»... Неужели и Кровь Христа духовная! Нет! (Иоан. 19, 34). Значит и Крест Христов вещественный (Иоан. 19, 17–25Матф. 27, 32).
Сектанты говорят: Под Крестом должно разуметь жизнь человеческую, а не вещественный предмет.
Православный ответ: В некоторых случаях это правильно (напр., Матф. 10, 38), но здесь не о Христовом Кресте, который был вещественный и даже христиане должны носить его на себе (Евр. 13, 13).
Сектанты говорят: Христов Крест один только, а православные наделали их множество.
Православный ответ: Евангелия от 4-х Апостолов, каждый из них написал только одно, а напечатано их миллиарды книг. Разве это плохо! Хорошо, так как всюду может возвещаться слово апостольское. Точно также и много крестов, чтобы всюду возвещались страдания Христовы за нас грешных.
Сектанты говорят: 1Кор. 1, 18: «слово о Кресте – для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых – сила Божия». Ап. имеет здесь в виду страдания Господни и их спасительные следствия. В данном тексте апостол делает ударение не на Кресте, а на слове о Кресте, из чего ясно, что для спасенных (?) является силою Божией не Крест, а именно «слово о Кресте» («Бапт.», 1909 г., №12, стр. 18).
Православный ответ: Верно, что Апостолы проповедовали о страданиях Христовых, но страдания совершены на Кресте; из-за Креста, как позорного орудия смерти Спасителя, многие не хотели принимать Христианства. Говоря о Христе, Апостолы указывали на Крест Господень.
Что силу имеет слово о Кресте, а не Крест, то это могут говорить только люди неразумные, потому что это все равно, что сказать: дорог для нас не Господь Бог, а слово о Нем. Такова мудрость баптистов! Это потому, что они называют себя «спасенными», а не спасаемыми, как следует по Писанию (1Кор. 1, 18).
Сектанты говорят: Я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира: здесь не какой-нибудь вещественный Крест, ибо, как известно, апостол на вещественном Кресте не распинался. Значит, здесь о Кресте духовном («Бапт.», №12, стр. 18).
Православный ответ: Апостол хвалится Крестом Христовым, а Крест Христов – вещественный (Иоан. 19, 17, 19, 25Матф. 27, 32), на нем Господь страдал и этим привлек к себе весь мир (Иоан. 12, 34) и все должны сораспинаться Христу (Гал. 2, 19), страдая от борьбы со страстями и от греховного мира.

В чем отличие православного спасения от спасения в протестантизме?

Почему православные при толковании Библии ссылаются больше на святых отцов чем на своё личное мнение?


В предыдущей статье писалось о том, как святые отцы отзывались о Библии. Тем самым мы показали, что когда православные в своих дискуссиях обращаются к ним с целью публикации цитаты на определённую тему, они нисколько не умаляют Библию. 

В этой части вникнем в суть вопроса ещё глубже. Итак! Почему христианин должен обращаться к толкованию духоносных мужей?

Понимание Библии в общем не представляет собою непреодолимых трудностей. Говоря вообще, нет такого человека, для которого эта книга была бы совершенно недоступна и непонятна. «Благодать Св. Духа, — справедливо замечает Иоанн Златоуст, — для того и употребила мытарей, рыбарей, скинотворцев и пастырей, простых и неученых людей, к написанию сих книг, чтобы никто из неученых не жаловался на трудность уразумения, чтобы все понимали, что эти книги говорят, чтобы ремесленник и слуга, вдова и самый необразованный человек получали от слушания пользу и назидание».

Тем не менее, нельзя сказать, чтобы в Библии все было понятно, и для каждого. Не следует забывать, что священные книги писались при известных исторических условиях, на протяжении более полутора тысяч лет, и имеют свойственные известному времени особенности речи. Затем, в Библии, как откровении Бога, заключаются столь возвышенные истины, что для правильного понимания их нужно особое руководство.

Чьим руководством должны мы пользоваться? Протестантов, каждый из которых утверждает: «Мне Дух Святой открыл тот или иной смысл писания»? Если так, тогда мы столкнёмся с морем противоречий. Во-первых, каждому протестанту Святой Дух открывает отдельный, можно сказать разный смысл писания. Если мы обратимся к течениям протестантизма, то в узком смысле этого слова у протестантов нет единства в толковании. Например адвентисты, пятидесятники, баптисты и прочие делают акцент только на конкретном отрывке писания. Пятидесятники ставят акцент на иных языках, адвентисты на почитании субботы, баптисты на крещении детей во взрослом возрасте и т.д. 

Можно задаться справедливым вопросом: «Почему Святой Дух каждой ветви протестантизма даёт различное вероучение? Почему он не хочет дать всем протестантам одно толкование на всех? Если не хочет, значит от каждой группы протестантов скрывает какую-то часть истины? Получается что Дух Святой с лукавством подходит к каждым пасторам?»

«Одному внушу одно, второму иное, третьему десятое». Так и получается великое разделение, массовое дробление протестантизма. Во-истину здесь действует принцип: «Разделяй и властвуй». Но как мы знаем, Святой Дух не хочет и не может обмануть людей. Он всем одинаково открывает истину и нет такой группы людей, которым бы он сказал одно а другим что-то иное. Святой Дух также не подвластен вышеупомянутым словам про разделение и власть. Такими методами действует только дьявол. Таким образом у нас остаётся два варианта.

1. Различным протестантским группировкам толкование писания внушает нечистая сила, дабы ещё больше ослепить и укрепить их там, где они находятся. Особое их лукавство в том, что свои мысли выдают за откровение Духа Святого. Попробуй переубеди человека, который считает что ему сам "Бог" открывает смысл писания!

2. Пастора и их прихожане занимаются самообманом. Личное размышление (то есть мнение) над тем или иным отрывком писания выдаётся за ниспосланное свыше откровение от Духа Божьего. При этом человек не очищен ещё от своих греховных страстей. Например от гордыни и тщеславия. Такой человек при толковании Библии будет тешить своё самолюбие самовнушением, дескать это Бог открыл мне, значит я стою на ступеньку выше чем другие люди. Не то что эти, православные идолопоклонники, которые только и занимаются тем, что постоянно ссылаются на предания человеческие. 

В обоих случаях в человеке раздувается гордость. Он мнит себя светочем истины, мерилом, на которого следует смотреть и пытаться толковать писание также как и он! Отсюда же громадное количество дроблений протестантизма на мелкие группировки. 

Что мы хотим этим сказать? Что не стоит обращаться за толкованием писания к подобным людям, потому что заведут в страшную духовную трясину и станут выдавать это за небесную благодать. 

Теперь давайте посмотрим на то, почему же всё таки лучше обращаться именно к святым отцам? Приведём цитату из одной книги:

«Были люди святые, сердцем чистые, духом смиренные и к Богу близкие; они читали Слово Божие и просили у Бога вразумления, как понимать Книгу словес Его; и Бог просвещал их Своею благодатию, и они, умудренные благодатию Духа Божия, оставили нам в своих писаниях толкования на Слово Божие. К сим богомудрым толковникам обращайся и ты, смиренный читатель Слова Божия; не мудрствуй сам паче меры ума твоего; безопаснее довериться в уразумении тайн Божиих тому, кто святою жизнию очистил свое сердце от страстей и сам стал обителию Духа Божия; безопаснее вопросить такового богопросвещенного мужа, нежели самому, одним своим умом, пускаться в неисследимую глубину Божией премудрости. Слово царское лучше понимает и объясняет царский слуга; Слово Божие лучше разумеет и разъясняет близкий Богу муж. А таковы и были богомудрые пастыри и учители Церкви Божией, которая, по слову апостола Христова, сама есть столп и утверждение истины (1 Тим. III, 15). Они сами изъясняли Св. Писание, руководствуясь преданием, от св. апостолов к ним дошедшим. Так, св. Златоуст в одном месте говорит: "Не смущайтесь, если сказанное мною для вас странно; я говорю здесь не свои слова, но слова отцов наших, чудных и знаменитых мужей. Так Дух Божий, пребывая согласно Христову обетованию в Церкви, избирал святых мужей, и чрез них сохранял и хранит доселе чистоту истинного истолкования Св. Писания. Их толкование есть разумение самой Церкви."»

То есть, тот же Святой Дух который сходил в день пятидесятницы на апостолов, просвещал всех православных святых как разуметь писание. Поэтому обращаясь к их толкованию, мы слушаем не просто их личное мнение, но голос самого Духа Божьего.