Страницы

суббота, 21 июля 2018 г.

Игумен Иов (Гумеров) О СВЯЩЕННОМ ПРЕДАНИИ

Вопрос: Как отвечать «свидетелям Иеговы» и протестантам, говорящим, что они принимают только Библию и не признают свидетельство церковного предания? Ответ: Действительно, протестанты уверяют, что Библия является единственным источником в вопросах веры, богослужения и духовной жизни. Этот « принцип» ввели лютеране, чтобы отказаться от многовекового опыта Церкви, который расходится с их облегченным, реформированным христианством. Они сформулировали позицию: "только Писание". Однако парадоксальность их утверждений заключается в том, что в самом Писании нет такой мысли. Получается, что уже в своем главном, исходном положении они не соблюдают вводимое им правило, ибо нигде само Священное Писание не говорит, что Библия является единственным источником истины. И вопрос, который мы часто слышим: «Покажите, где об этом говорится в Библии?» – хочется обратить к ним самим. 

В Священном Писании говорится, что оно богодухновенно (см.: 2 Тим 3:16), но ни в одном месте не указано, что, кроме Писания, не может быть другого руководства в делах веры. Напротив, мы находим мысли, противоположные тому, что утверждают протестанты. Апостолам было известно гораздо больше о Господе нашем Иисусе Христе, чем это записано в Евангелиях: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21: 25). Спаситель открывал истины Своим ученикам не с помощью текстов, а в живом общении. Это и стало источником Священного Предания. Апостол Павел говорит коринфским христианам: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1 Кор. 11: 2). Об этом он говорит и в послании к солунянам: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2: 15). Об опасности уклонения от Предания первоверховный апостол пишет в послании к своему ученику: «О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия» (1 Тим. 6: 20–21). 

Нужно заметить, что протестанты сами к себе этот принцип не применяют. Их учения, приспособленные к потребностям века сего, проверки Писанием не выдерживают. Самое главное их отступление заключается в том, что они оказались вне Церкви, которая, по слову апостола Павла, есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15). К сотням протестантских деноминаций и сект совершенно невозможно отнести то, что Христос назвал Своей Церковью (см.: Мф. 16:18). Новозаветная экклезиология предполагает иерархию (епископ, пресвитер, диакон). Епископа апостол Павел называет «Божиим домостроителем» (Тит. 1:7). Апостольскую Церковь невозможно представить и без священства: «Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела» (Деян. 15:6); «пресвитерам должно оказывать сугубую честь» (1 Тим. 5:17). Хочется спросить протестантов: где в Библии сказано, что можно отменять эти апостольские установления?