Страницы

Православный ответ атеистам, неоязычникам, оккультистам, экуменистам, кришнаитам и пр.

Страницы

Православный ответ против расколов и ереси

Страницы

пятница, 5 октября 2018 г.

Почему православные при толковании Библии ссылаются больше на святых отцов чем на своё личное мнение?


В предыдущей статье писалось о том, как святые отцы отзывались о Библии. Тем самым мы показали, что когда православные в своих дискуссиях обращаются к ним с целью публикации цитаты на определённую тему, они нисколько не умаляют Библию. 

В этой части вникнем в суть вопроса ещё глубже. Итак! Почему христианин должен обращаться к толкованию духоносных мужей?

Понимание Библии в общем не представляет собою непреодолимых трудностей. Говоря вообще, нет такого человека, для которого эта книга была бы совершенно недоступна и непонятна. «Благодать Св. Духа, — справедливо замечает Иоанн Златоуст, — для того и употребила мытарей, рыбарей, скинотворцев и пастырей, простых и неученых людей, к написанию сих книг, чтобы никто из неученых не жаловался на трудность уразумения, чтобы все понимали, что эти книги говорят, чтобы ремесленник и слуга, вдова и самый необразованный человек получали от слушания пользу и назидание».

Тем не менее, нельзя сказать, чтобы в Библии все было понятно, и для каждого. Не следует забывать, что священные книги писались при известных исторических условиях, на протяжении более полутора тысяч лет, и имеют свойственные известному времени особенности речи. Затем, в Библии, как откровении Бога, заключаются столь возвышенные истины, что для правильного понимания их нужно особое руководство.

Чьим руководством должны мы пользоваться? Протестантов, каждый из которых утверждает: «Мне Дух Святой открыл тот или иной смысл писания»? Если так, тогда мы столкнёмся с морем противоречий. Во-первых, каждому протестанту Святой Дух открывает отдельный, можно сказать разный смысл писания. Если мы обратимся к течениям протестантизма, то в узком смысле этого слова у протестантов нет единства в толковании. Например адвентисты, пятидесятники, баптисты и прочие делают акцент только на конкретном отрывке писания. Пятидесятники ставят акцент на иных языках, адвентисты на почитании субботы, баптисты на крещении детей во взрослом возрасте и т.д. 

Можно задаться справедливым вопросом: «Почему Святой Дух каждой ветви протестантизма даёт различное вероучение? Почему он не хочет дать всем протестантам одно толкование на всех? Если не хочет, значит от каждой группы протестантов скрывает какую-то часть истины? Получается что Дух Святой с лукавством подходит к каждым пасторам?»

«Одному внушу одно, второму иное, третьему десятое». Так и получается великое разделение, массовое дробление протестантизма. Во-истину здесь действует принцип: «Разделяй и властвуй». Но как мы знаем, Святой Дух не хочет и не может обмануть людей. Он всем одинаково открывает истину и нет такой группы людей, которым бы он сказал одно а другим что-то иное. Святой Дух также не подвластен вышеупомянутым словам про разделение и власть. Такими методами действует только дьявол. Таким образом у нас остаётся два варианта.

1. Различным протестантским группировкам толкование писания внушает нечистая сила, дабы ещё больше ослепить и укрепить их там, где они находятся. Особое их лукавство в том, что свои мысли выдают за откровение Духа Святого. Попробуй переубеди человека, который считает что ему сам "Бог" открывает смысл писания!

2. Пастора и их прихожане занимаются самообманом. Личное размышление (то есть мнение) над тем или иным отрывком писания выдаётся за ниспосланное свыше откровение от Духа Божьего. При этом человек не очищен ещё от своих греховных страстей. Например от гордыни и тщеславия. Такой человек при толковании Библии будет тешить своё самолюбие самовнушением, дескать это Бог открыл мне, значит я стою на ступеньку выше чем другие люди. Не то что эти, православные идолопоклонники, которые только и занимаются тем, что постоянно ссылаются на предания человеческие. 

В обоих случаях в человеке раздувается гордость. Он мнит себя светочем истины, мерилом, на которого следует смотреть и пытаться толковать писание также как и он! Отсюда же громадное количество дроблений протестантизма на мелкие группировки. 

Что мы хотим этим сказать? Что не стоит обращаться за толкованием писания к подобным людям, потому что заведут в страшную духовную трясину и станут выдавать это за небесную благодать. 

Теперь давайте посмотрим на то, почему же всё таки лучше обращаться именно к святым отцам? Приведём цитату из одной книги:

«Были люди святые, сердцем чистые, духом смиренные и к Богу близкие; они читали Слово Божие и просили у Бога вразумления, как понимать Книгу словес Его; и Бог просвещал их Своею благодатию, и они, умудренные благодатию Духа Божия, оставили нам в своих писаниях толкования на Слово Божие. К сим богомудрым толковникам обращайся и ты, смиренный читатель Слова Божия; не мудрствуй сам паче меры ума твоего; безопаснее довериться в уразумении тайн Божиих тому, кто святою жизнию очистил свое сердце от страстей и сам стал обителию Духа Божия; безопаснее вопросить такового богопросвещенного мужа, нежели самому, одним своим умом, пускаться в неисследимую глубину Божией премудрости. Слово царское лучше понимает и объясняет царский слуга; Слово Божие лучше разумеет и разъясняет близкий Богу муж. А таковы и были богомудрые пастыри и учители Церкви Божией, которая, по слову апостола Христова, сама есть столп и утверждение истины (1 Тим. III, 15). Они сами изъясняли Св. Писание, руководствуясь преданием, от св. апостолов к ним дошедшим. Так, св. Златоуст в одном месте говорит: "Не смущайтесь, если сказанное мною для вас странно; я говорю здесь не свои слова, но слова отцов наших, чудных и знаменитых мужей. Так Дух Божий, пребывая согласно Христову обетованию в Церкви, избирал святых мужей, и чрез них сохранял и хранит доселе чистоту истинного истолкования Св. Писания. Их толкование есть разумение самой Церкви."»

То есть, тот же Святой Дух который сходил в день пятидесятницы на апостолов, просвещал всех православных святых как разуметь писание. Поэтому обращаясь к их толкованию, мы слушаем не просто их личное мнение, но голос самого Духа Божьего.