1. Истина, подтверждаемая в жизни каждого раскольника: "Вне неуклонного послушания Церкви нет ни истинного смирения, ни истинного духовного разума; там обширная область, темное царство лжи и производимого ею самообольщения" (Святитель Игнатий (Брянчанинов)).
2. Духовная причина отпадения в раскол: "Апостол Иоанн сказал: "Кто любит брата своего, тот во свете пребывает, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот [пребывает] во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза" (1Ин. 2:10). В толковании этих слов блаженный Августин пишет: «Кто соблазняется или создаёт соблазн? Тот, кто соблазняется о Христе и о Церкви. Кто соблазняется о Христе, те как бы опаляются солнцем, кто о Церкви, те – луной. Подобно тому, как опаляемый говорит: не могу стерпеть, не вынесу, - и устраняется, так и те, кто не может вынести чего-то в Церкви, соблазняются, и удаляются либо от имени Христа, либо от Церкви. Но если ты будешь держаться любви, то не соблазнишься, и ни Христа не оставишь, ни Церкви. Ибо кто оставляет Церковь, как может быть во Христе, не будучи среди Его членов? Как может быть во Христе тот, кто не в теле Христа?.. И почему нет соблазна в том, кто любит брата? Потому что кто любит брата, терпит всё ради единства, так как братство состоит в единстве любви» (Толкование на послание к Парфянам)."
3. С чего все начинается: "усилия еретиков и зломыслящих раскольников начинаются обыкновенно с самоугождения, соединенного с надменным и гордым презрением к предстоятелю. Так совершается отступление от Церкви и осквернение алтаря, так возмущается мир Христов, чиноположение и единство Божие" (Священномученик Киприан Карфагенский. Письмо к Рогациану).
4. Грех раскола не извинительнее греха ереси: "производить разделения в Церкви не меньшее зло, как и впадать в ереси" (святителя Иоанна Златоуста. Толкование на послание к Ефесянам, 65). О том же самом говорит священномученик Иларион (Троицкий): "Церковь едина, и одна она только имеет всю полноту благодатных даров Святого Духа. Кто и каким бы образом ни отступал от Церкви – в ересь, в раскол, в самочинное сборище, он теряет причастие благодати Божией" (Письмо Р. Гардинеру), "знаем мы и убеждены в том, что отпадение от Церкви в раскол ли, в ересь ли, в сектантство ли – есть полная погибель и духовная смерть. Для нас нет христианства вне Церкви. Если Христос создал Церковь и Церковь – Тело Его, то оторваться от Тела Его – значит умереть" (О жизни в Церкви).
5. Участь раскольников: "Христос рассудит тех, которые производят расколы, – не имеющих любви к Богу и заботящихся больше о собственной выгоде, чем о единстве Церкви, по маловажным и случайным причинам рассекающих и разрывающих великое и славное тело Христово и, сколько от них зависит, разрушающих его, говорящих о мире и производящих брань" (священномученик Ириней Лионский. Пять книг против ересей, 4.7). О том же, как именно Христос их рассудит, говорит священномученик Игнатий Богоносец: "Не обольщайтесь, братья мои! Кто следует за вводящим раскол, тот не наследует Царствия Божьего" (Послание к филадельфийцам, 4).
2. Духовная причина отпадения в раскол: "Апостол Иоанн сказал: "Кто любит брата своего, тот во свете пребывает, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот [пребывает] во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза" (1Ин. 2:10). В толковании этих слов блаженный Августин пишет: «Кто соблазняется или создаёт соблазн? Тот, кто соблазняется о Христе и о Церкви. Кто соблазняется о Христе, те как бы опаляются солнцем, кто о Церкви, те – луной. Подобно тому, как опаляемый говорит: не могу стерпеть, не вынесу, - и устраняется, так и те, кто не может вынести чего-то в Церкви, соблазняются, и удаляются либо от имени Христа, либо от Церкви. Но если ты будешь держаться любви, то не соблазнишься, и ни Христа не оставишь, ни Церкви. Ибо кто оставляет Церковь, как может быть во Христе, не будучи среди Его членов? Как может быть во Христе тот, кто не в теле Христа?.. И почему нет соблазна в том, кто любит брата? Потому что кто любит брата, терпит всё ради единства, так как братство состоит в единстве любви» (Толкование на послание к Парфянам)."
3. С чего все начинается: "усилия еретиков и зломыслящих раскольников начинаются обыкновенно с самоугождения, соединенного с надменным и гордым презрением к предстоятелю. Так совершается отступление от Церкви и осквернение алтаря, так возмущается мир Христов, чиноположение и единство Божие" (Священномученик Киприан Карфагенский. Письмо к Рогациану).
4. Грех раскола не извинительнее греха ереси: "производить разделения в Церкви не меньшее зло, как и впадать в ереси" (святителя Иоанна Златоуста. Толкование на послание к Ефесянам, 65). О том же самом говорит священномученик Иларион (Троицкий): "Церковь едина, и одна она только имеет всю полноту благодатных даров Святого Духа. Кто и каким бы образом ни отступал от Церкви – в ересь, в раскол, в самочинное сборище, он теряет причастие благодати Божией" (Письмо Р. Гардинеру), "знаем мы и убеждены в том, что отпадение от Церкви в раскол ли, в ересь ли, в сектантство ли – есть полная погибель и духовная смерть. Для нас нет христианства вне Церкви. Если Христос создал Церковь и Церковь – Тело Его, то оторваться от Тела Его – значит умереть" (О жизни в Церкви).
5. Участь раскольников: "Христос рассудит тех, которые производят расколы, – не имеющих любви к Богу и заботящихся больше о собственной выгоде, чем о единстве Церкви, по маловажным и случайным причинам рассекающих и разрывающих великое и славное тело Христово и, сколько от них зависит, разрушающих его, говорящих о мире и производящих брань" (священномученик Ириней Лионский. Пять книг против ересей, 4.7). О том же, как именно Христос их рассудит, говорит священномученик Игнатий Богоносец: "Не обольщайтесь, братья мои! Кто следует за вводящим раскол, тот не наследует Царствия Божьего" (Послание к филадельфийцам, 4).