Страницы

Власть Христа


Уникальная и несравненная власть Иисуса ярко показана в сцене в капернаумской синагоге (Мк.1:21-28), которая следует за призванием первых учеников:

«И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил. И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники. В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него. И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему? И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее».

Здесь слова Христа имеют двоякую власть: учение и способность приказывать злым духам. 
Относительно первого вида власти Марк замечает, что слушавшие Иисуса в синагоге «дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники» (1:22). Глагол ἐκπλήττομαι («дивиться») встречается у Марка в сходных контекстах и есть «слово сильное» (6:2; 7:37; 10:26). Ясно, что учение Христа произвело необычайное впечатление на аудиторию. Причина этого состоит именно в том, что говорил Он «как власть имеющий». Именно здесь евангелист Марк впервые употребляет в связи с Мессией слово «власть» (ἐξουσία). Марковское пояснение «а не как книжники» сразу раскрывает особый смысл этого термина. Книжники, как учителя Закона, имели в народе немалый авторитет (а, значит, и относительную власть), однако в Мк. 1:22 евангелист применяет это понятие в абсолютном смысле – и только ко Христу. Таким образом, с самого начала Марк устанавливает четкое и непреодолимое различие между учением Иисуса и учителями Израиля на основе «власти» их слов. 

Второй вид власти осуществляется в мире злых духов. Видя перед собой Христа, нечистый дух, владевший человеком в капернаумской синагоге, восклицает: «Ч то Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий» (1:24). Этот злой дух признает невозможность какого-либо сосуществования или взаимодействия с Иисусом. Кроме того, становится ясно, что цель прихода Иисуса – уничтожить злых духов. Поскольку поражение темных сил относится ко времени и делам Мессии, восклицание нечистого духа есть недвусмысленное признание высшей власти Иисуса. Одно из подтверждений этого толкования состоит в титуле «Святой Божий». Среди традиционных мессианских титулов данная форма обращения отсутствует. Однако ее использование в Ветхом Завете приводит к логическому выводу, что в Мк. 1:24 она является декларацией мессианства Иисуса (Святым был также каждый из пророков, но здесь Марк не имеет в виду одного из пророков; здесь он возвещает грядущего от Единого. Ибо использование определенного артикля (ὀ ἅγιος) указывает на Того, Кто отличается от всех других и превосходит их). 
В ответе Иисуса нечистому духу явно заметна Его власть: «Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него» (1:25). Использованные здесь слова указывают на превосходство и могущество: «запретил», «замолчи», «выйди». Два глагола стоят в повелительном наклонении, отражая сверхъестественную силу, следствием которой становится немедленное изгнание нечистого духа. Христос говорит, и слова Его наполнены энергией, которая разрушает господство темных сил.

Показательно впечатление, произведенное на толпу этой сцены. Согласно Марку, «все ужаснулись» (1:27). Передавая атмосферу ужаса и потрясения, повествование обращает наше внимание на главного героя этих событий – Иисусу (У израильтян существовало представление об исцелении одержимых и об экзорцизмах, но здесь процесс необычен. Нет экзорцистского языка, нет специальной фразеологии, нет типичных для экзорцизма ритуальных движений. Этим объясняется изумление народа (Мк. 1:27), характерное для рассказов о теофаниях). Толпа недвусмысленно признает уникальную силу Христова слова, спрашивая друг друга: «что это? Что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?» (1:27). Второй раз в той же самой перикопе и снова в связи с Иисусом употребляется существительное «власть» (ἐξουσία). Отметим, что речь здесь идет не о слове, сказанном со властью, но о «новом учении», обладающем властью. Очевидно, что реакция толпы имеет в виду более широкий контекст Иисусова учения, которое и описывается как «новое». Соответственно, смысл здесь более широкий, причем он не ограничен способностью Иисуса изгонять бесов. 

В любом случае, основной упор сделан на власть Иисуса над злыми духами: «И духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему» (Мк.1:27). Глагол ἐπιτάσσω («повелевать») и ὑπᾰκούω («повиноваться») – это лексика, описывающая отношения власти и послушания, мощи и подчинения. Здесь заложен глубокий христологический смысл: бесспорная власть Иисуса над мрачным миром злых сил. Это власть настолько уникальна, что проявляется без малейших усилий. В Мк. 1:23-28 нечистые духи даже не пытаются бороться с Иисусом. Они просто признают владычество Мессии и повинуются силе Его божественного слова. 

Димитрий Тракателлис. ВЛАСТЬ И СТРАДАНИЕ: христологические аспекты Евангелия от Марка